Велоотчеты 2005. Зимой по зимнику через Луку

Опубликовано: 2010-05-27 05:17:38

Маршрут: Тольятти — Жиг.море — Отвага (электричка), Отвага — трасса на Бахилово — зимник — дорога из Аскул до Львовой горы — Шелехметь — Новинки — Рождествено — Самара, Самара — Тольятти (электричка)

Автор отчета — Сергей Галанов AKA SeGal

Участники: Сергей Галанов, Михаил Пантин

Идея прокатиться по этой дороге витала в головах некоторых тольяттинских байкеров достаточно давно. Слухи о том, что эта дорога существует и более того — что по ней ездят всякие большегрузные многоосные чудовища — ходили давно. Некоторые старые велотуристы даже поговаривали о том, что кое-кто из них когда-то там даже ездил. Но точной информации, как обычно, не было. Ургалкин, правда, говорил что-то о том, что пару лет назад он катался в тех местах, проезжая по какой-то просеке из Аскул в Кочкарку, но было это достаточно давно и ничего вразумительно-информативного я тоже от него не добился.

Более свежая информация поступила в самом начале этого года. Тут необходимо зделать небольшое отступление, дыбы прояснить смысл дальнейшего. Один из тлт-байкеров — Данил Отбеткин — с 4 самарскими туристами-собутыльниками отправился встречать НГ не куда-нибудь, а на сам Кордон — в гости к леснику. Приехав 31 декабря в Самару, они удрученно наблюдали ледоход на середине Волги в районе предпологаемой переправы в Рождествено. Поскольку катер на воздушной подушке 31 декабря отчего-то не работал (и правда, отчего бы ему не работать под НГ, наивно думали наши туристы), нашим неудачливым друзьям-пешеходам ничего не оставалось, как отправиться на маршрутке из Самары в Рождествено, что шла через плотину и тот самый зимник. Дорога, по рассказам и фотографиям Данила была вполне проезжабельна, исключая то, что пару раз маршрутку заносило в сугробы настолько, что ее пассажирам приходилось ее откапывать. Будучи высаженными в районе Торнового около 18-00, наши, уже изрядно нагруженные алкоголем туристы, отправились пешком по направлению к Кордону. Надо ли говорить, что 12- или 15-километровый путь в почти 15-градусный мороз, который удивительным образом возник именно 31 декабря, они проделали за 7 с лишним часов, только чудом не потеряв половину полуобмороженной и напившейся группы.

Тем не менее, для нас эта информация (особенно в части, касающейся возможности проезда через Зимник) послужила отправной точкой для разработки плана по пересечению Самарской Луки возможно по самой короткой траектории, за который мы и засели в четверг, 6 января. Собственно говоря, вся разработка свелась к получению Ургалкиным информации о возможности переправы через Волгу в районе Рождествено — это было самое "узкое" место нашего плана. Очевидно, что в случае невозможности самостоятельной или с помощью "воздушной подушки" переправы, нам грозил обратный путь через Гаврилову, Ширяево и Б.Поляну, что, принимая во внимание расстояние и время года, не могло не настораживать. Особенно пессимистично был настроен Ургалкин, которого я неосторожно попросил узнать всю возможную информацию относительно переправы у наших самарских друзей. Это была ошибка: не получив однозначного ответа о том, что Волга встала, Санек начал колебаться относительно времени выезда, который можно было осуществить только в течение трёх ближайших праздничных дней — в пятницу, субботу или воскресенье. Однако определенные ограничения на нас накладывал и прогноз погоды, согласно которому в субботу должен был пойти снегопад с ветром, а в воскресенье температура подняться до неприемлемого плюсового значения вкупе с дождем.

Таким образом, наиболее удачным вариантом оставалась пятница, 7 января, с -5 и слабым (1-3 м/с) попутным ветром. Однако несмотря на все мои уговоры, ехать Ургалкин отказался. На все приглашения откликнулся только Михаил Пантин, и в пятницу мы поехали с ним вдвоем.

С помощью двух электричек мы добрались до Отваги, где и высадились в 09-30, надеясь добраться до зимника, от которого нас отделяли 12 км, в течение получаса. Однако, поскольку ехали мы не слишком быстро (причина этого заключалась в постоянном наборе высоты и частых поворотах в каждый правый рукав в поисках самого зимника), до нужного нам поворота с Бахиловской трассы мы добрались только через час. Кроме того, ночью шел небольшой снег, и дорога была по краям покрыта небольшим его слоем, что, впрочем, нам понравилось гораздо больше, учитывая наличие у обоих шипованной Нокии. Находится этот поворот в аккурат на 12-километровом отрезке трассы (счет, видимо, идет от Петуха, или М5), перед резким поворотом дороги на Бахилово.

Сначала собственно Зимник не произвел на нас должного впечатления; достаточно широкая дорога была разбита колесами то и дело проезжавших мимо нас машин (которых, кстати, за 20 последующих километров мы насчитали не меньше полусотни в оба конца). Первый километр ехать было нелегко, хотя спешивались мы всего несколько раз, остальное время просто боролись с разбитыми обледеневшими колеями, где собственно шипы не помогали — присыпанная рыхлым слоем снега дорога сильно "водила" байки. Однако уже через пару километров положение существенно изменилось — разбитые колеи сменились относительно ровной укатанной дорогой, и мы уже смогли держать нормальные 10-12 а иногда и все 15 км/ч в качестве средней. Начиная примерно со 2-3 км, появился заметный даже глазу уклон вниз, который продолжался почти все 15 км до Родникового. Уклон был столь существенным, что если бы не необходимость держаться в колее, можно было бы без проблем держать скорость свыше 20-25 км/ч, что мы и делали на некоторых "отрывных" участках. Дорога заметно петляет, постепенно забирая вправо от предполагаемой Кочкарки. Примерно в середине пути — на 7-8 км — мы пересекли просеку, ведущую от Аскул, по которой Ургалкин ездил прямиком в Овраг. Еще через километр мы выскочили на красивую опушку, в возвышенности которой левее виднелась и сама Кочкарка, по крайней мере — направление к ней. По нашим расчетам, она должна была находиться в 5-7 км левее. Еще через несколько км мы выехали на большую опушку, в которой без труда узнали Родниковый — остатки его бревенчатых развалин торчали по обе стороны дороги. А буквально за поворотом нас ждал выезд на "Шелехметский шлях", как (не совсем географически точно) мы с Ургалкиным называем знаменитый 6-километровый спуск к Львовой горе и далее к Шелехмети. Обернувшись назад, в направлении дороги на Аскулы, мы не обнаружили самой дороги, которая начинается в конце Винновского Оврага (пересекаясь также с зарастающей обычно летом дорогой из Аскул) — она просто отсутсвовала. Кстати сказать, летом ситуация прямо противоположная — проезжая в этом месте мимо родникового (где еще газопроводная труба делает арку), мы обычно не замечаем дорогу на последний, ввиду заброшенности оной. Таким образом, по нашим подсчетам мы проехали по Зимнику от бахиловской трассы до "Шелехметского шляха" около 15 км, на что нам потребовалось 1,5 часа. Было около 12-00. Последующие 6 км вниз мы проехали за полчаса, потратив определнное время на фотографирование и небольшой отдых. На Львовой горе мы были в районе 12-30, откуда послали торжествующую смс Ургалкину. Спидометр показывал 21 км от Бахиловой трассы.

Обрадованные неплохим результатом, мы спустились к Шелехмети, где и отдохнули более основательно возле одного из домов, любезно отклонив радушные приглашения хозяев войти внутрь.

Оставшиеся 15 км от Шелехмети до Рождествено проехали менее чем за час, стараясь держаться по обледеневшей кромке дороги (несмотря на уже несколько сот км, откатанных за 3 сезона только по асфальту, шипы у Нокии 300 в прекрасном состоянии, однако если есть возможность, мы традиционно предпочитаем лед асфальту).

В Рождествено мы были в 14-20.

Постояв некоторое время на берегу и узнав у местных о том, что переправа функционирует, мы направились дальше — через остров и протоки, что заняло еще 20 минут и 2-2,5 км. Последние сотни метров леса и мы выезжаем на берег, откуда, в полуторакилометровой дымке, видна Самара.

Сфотографировав на прощание лошадей, перевозящих всех желающих в Рождествено, мы отправились дальше. Примерно на середине реки нас ждало последнее препятствие — 20 или 30 м вздыбившегося льда — последствия новогоднего ледокола.

Еще 10 минут и мы уже на набережной Самары. Время — 15-15.

До электрички от Безымянки в Тлт — 1,5 часа и мы заезжаем в Велоимперию, попялиться на двухсосисочные РокМашины и потрясти продавцов на предмет цепей и фар. В начале пятого выдвигаемся из Велоимперии и двигаем в сторону Московского шоссе с дальнейшим прицелом на Ново-Вокзальную.

Время поджимает и фактически 10 км до Безымянки мы неслись со скоростью выше 20, в вниз по Ново-Вокзальной — и выше 30 км/ч. На ж/д переезд мы влетели за 2 минуты до прихода электрички, успев купить на вокзале праздничную бутылку пива... Несмотря на отсутствие билетов, контролеры видимо решили не беспокоить нас своим присутствием, и мы благополучно добрались до города.

В итоге первая поездка — 80 км, 5 часов в седле, средняя — 15 км/ч.