Велоотчеты 2008. Золотое кольцо, или Моя малая родина

Опубликовано: 2010-04-23 08:56:38

Маршрут: Москва — Сергиев Посад — Переславль Залесский — Петровское — Ярославль — Туношна — Бурмакино — Нерехта — ст. Арменки — Марьинское — Мостечное — Душилово — Широково — Иваново.

Даты: прибытие в Москву 10 сентября, выезд из Москвы 12 сентября, прибытие в Иваново 14 сентября.

Автор отчета — Андрей Шадрунов AKA Mascot

Сейчас я представлю вашему вниманию поездку в моем обычном стиле, как много лет назад. Я прирожденный любитель асфальта и дальних поездок по шоссе. Осенью в сентябре я решил взять отпуск и покататься по тем местам, где прошла моя молодость, вспомнить старые маршруты, увидеть те города Золотого кольца, в которых еще не был. Мой маршрут начинался из Москвы и шел до Ярославля, а затем до Иванова через город Нерехту. В Москве, Ярославле и Нерехте я мог остановиться у своих знакомых девушек, которых знаю много лет и поддерживаю с ними связь. Самый большой перегон Москва-Ярославль 260 км. Ярославль-Нерехта и Нерехта-Иваново более короткие: 65 и 83 км. По пути в Ярославль я намеревался посетить города, в которых еще не был: Сергиев Посад и Переславль-Залесский. Из Ярославля предполагалась поездка на Рыбинское водохранилище, а из Иванова такие же маршруты по городам. Однако, из-за крайне тяжелых погодных условий и простудных заболеваний маршрут пришлось сократить.

Вечером в последний рабочий день я сел на фирменный поезд <Жигули> и поехал в столицу России. Для поездки по Москве я заранее купил автомобильную карту с организацией дорожного движения и схемами развязок и уже точно знал маршрут до самого дома. Выйдя из поезда, я быстро распаковал свой байк и вышел с Казанского вокзала на Комсомольскую площадь. Еле протиснувшись на проезжую часть между припаркованных машин, я выехал на проезжую часть, легко перестроился в третий ряд, развернулся и поехал к Садовому кольцу.

Утром в Москве трафик маленький, ехать намного проще, чем по Самаре вечером. Во-первых, дорогие широкие, и места всем хватает, во-вторых, покрытие ровнейшее. Бояться московских дорог не надо, но опасаться полезно. Не успел отъехать далеко от вокзала, как двое проехали на красный, хотя через пару секунд должен был включиться зеленый. И вообще, там, где разрешено поворачивать направо со второй полосы, смотри, как бы тебя не подрезали, на вежливость водителей не надейся. Как только выехал на Садовое кольцо, моему взору сразу предстало все великолепие местной архитектуры, и я начал делать фотографии с помощью телефона, так как нормальный цифровик мне еще предстояло купить. Сколько бы ни было полос на дороге, для велосипедиста предназначена крайняя правая, поэтому Самотечную эстакаду я объехал низом через светофоры. Средняя часть магистральных дорог сделана скоростной с эстакадами и туннелями для объезда перекрестков и светофоров, но это для ТС явно быстрее велосипеда.

Вот, свернул я на улицу Тверскую, сфоткал Триумфальную площадь и поехал дальше к Ленинградскому проспекту. Вскоре дорога в моем направлении разделилась на две проезжие части, я поехал по боковой, на которой было целых три полосы для тех, кому не надо ехать быстро и прямо, минуя все светофоры и перекрестки. Глядя на все это, я начал думать, куда стоит тратить деньги из нашего бюджета. Посносить бы все базары, автостоянки и торговые центры, понастроенные на нашем Московском шоссе и сделать на этой части улицы еще восемь полос для движения, а вместо кольцевых перекрестков сделать хорошие развязки с туннелями и эстакадами. А на Мехзаводе сделать ширину дороги как в Мытищах. Вот тогда количество самарских пробок уменьшится весьма значительно, и другие улицы окажутся разгруженными. Ведь город когда проектировали, специально не строили дома у дороги с одной стороны, как будто рассчитывали на будущее расширение. А сейчас все коммерсантам продали. Поэтому на свой поезд я ехал, считая зеркала стоящих в огромных пробках автомобилей и продираясь через сплошные заторы то по краю, то по междурядью, то вообще по тротуару. А если ехать в час пик на нашем общественном транспорте, то можно опоздать на любой поезд.

Вот, у развязки третьего кольца шестое чувство мне подсказало, что здесь подрезают, и со второй полосы прямо передо мной повернул направо джип, даже не думая меня пропускать. При проезде прямо нужно не только ехать по середине полосы, но и назад смотреть. На Ленинградском проспекте много красивых видов, которые я запечатлел с весьма плохим качеством телефонной камеры. Вот, проехал я поворот на Ленинградское шоссе, съехал с боковой полосы на основную проезжую часть, проехал по 1-му Ленинградскому путепроводу и у ст. м. Войковская свернул к большому сталинскому дому. Там живет девушка, которую я не видел целых полгода. На дорогу ушло 35 минут.

После душа, завтрака и обмена подарками мы поехали на ВВЦ. Здесь все снимки делались с ее фотоаппарата. Сама она не захотела попадать в мой отчет, и я оставил ее за кадром. Как раз в тот день я застал разборку самолета ТУ-154. Это было жалкое зрелище. Трактор с большой клешней безжалостно кромсал фюзеляж самолета, и из него как кишки торчали провода и разъемы.

А народ толпился и снимал это на цифровые камеры. После посещения Всероссийского Выставочного центра я поехал за своими покупками. Хотел купить неопреновые бахилы от дождя, но для них нужны настоящие велоботинки с контактами, которых у меня не было. На следующий день я купил себе цифровой фотоаппарат Samsung и все дальнейшие снимки делал на него.

На третий день непогоду переждать так и не удалось, и я поехал по холоду 7-8 градусов с временами моросящим дождем. Маршрут из города я проложил по немагистральным улицам мимо Останкина и севернее района ВДНХ. Хотел я выехать в 6 утра, но выехал в 7, желая пофоткать Москву, впрочем зря. Снимать в этих местах особо нечего, а из графика движения я выбился настолько, что мне не хватило времени на последний участок пути. Дул лобный северо-восточный ветер, а груженые сумки на багажнике создавали значительную нагрузку, поэтому средняя скорость едва переходила через 20 км/ч, а борьба с рельефом тоже добавляла трудностей. По улицам Москвы я ехал, постоянно обращаясь к карте, так как они идут весьма замысловато, несмотря на кажущуюся простоту. Я проезжал то обычные жилые районы, то сплошные промзоны, и фоткать было особо нечего. В конце ул. Большой Академической я издали увидел останкинскую телебашню, утопавшую в облаках. Сусколовское шоссе, идущее мимо главного ботанического сада и обозначенное на карте как второстепенная дорога, оказалась ремонтируемой грунтовкой с кучами песка с гравием, развезенной от дождей, на которой я не только вспомнил езду по говнам, но и встретил целую свору диких собак. Наконец я вынырнул на Ярославское шоссе, заехав на Серебрянинскую эстакаду и по нему быстро выехал за пределы МКАД.

Первый населенный пункт на трассе М8 — Мытищи. Обычный пригород с современной застройкой. У дороги слева стоит небольшая церковь. Полос на дороге не сосчитать. Навстречу стояла большая пробка из возвращающихся дачников. Еду дальше. Через несколько подмосковных поселков начался лес, и дорога сузилась до двух полос в каждом направлении.

В Сергиевопосадском районе я почувствовал голод и заехал в придорожный магазин с запредельными ценами. Там у меня рука поднялась купить только ватрушку и бутылку лимонада. Перед Сергиевым Посадом к борьбе со встречным ветром добавилась борьба с рельефом местности. Я довольно часто переключался на вторую передачу, чтобы въехать в гору. Дорога в этот райцентр оказалась широкой и весьма загруженной, несмотря на наличие хорошей обводной дороги.

Въехав в город, я снова себя почувствовал как в Москве. Настолько современным и ухоженным выглядит этот город. Так я доехал до самого центра и после оврага увидел Сергиево-Печерскую лавру. На мощеной площади перед крепостной стеной стоит памятник основателю - Сергию Радонежскому. Вход в эту обитель расписной в виде арки. Попав на территорию лавры, я снял много красивых зданий внутри заведения. Многие помещения превращены в церковные лавки. А в святую ризницу я попасть так и не смог из-за отсутствия билетов. Они заранее раскупаются туроператорами для экскурсий. Дальше по дороге я увидел много зданий, выполненных в высокохудожественном стиле, перед которым наша ул. Куйбышева отдыхает. Перекусил я в ресторане МакДональдс по обычным для Москвы ценам и поехал из города. Начался слабый моросящий дождь.

Тут я почувствовал, что движусь не по графику, и вряд ли удастся его нагнать. Через несколько километров дождь усилился, льняная рубашка стала намокать, и я переоделся в дождевик. Стало тепло и сухо. Ноги продолжали мокнуть, но не замерзали, и я не видел необходимости надевать непромокаемые штаны от того же комбинезона. Дождь был не проливной, а моросящий. Еще километров через 10 я снова выехал на трассу М8. До Переславля-Залесского я ехал еще километров 80. Иногда я снимал интересные виды или церкви в придорожных селах. Горки на дороге стали постоянными. Я часто щелкал обоими переключателями. Ярославская администрация весьма постаралась с рекламой своих успехов, повесив несколько табличек на въезде в Ярославскую область.

До Переславля я два раза переодевал то льняную рубашку, то дождевик. Однако, Переславль-Залесский встретил меня дождем, но дождевик я надевать не стал, все-таки культурные заведения посещать собирался, впрочем зря. Главная улица ничем примечательным меня не порадовала, кругом сплошной частный сектор как в деревне. Почти в центре я свернул к мужскому монастырю и поехал смотреть на озеро Плещеево. Скоро я к нему выехал. Хорошее место с церквушкой на берегу. Вдали виднелся поселок Городище. Хорошо бы там жарким летом побывать! Снова выезжаю на дорогу, еду дальше. Вижу красивую церковь, а перед ней памятник Александру Невскому. Надо сфоткаться! Дальше началась старая улица Ростовская с более интересной архитектурой. Ну, это уже на старую Самару смахивает.

Увидел столовую и решил поужинать. Там я всего за 83 рубля наелся до отвала. На часах уже 5 часов, и на своевременный приезд в Ярославль рассчитывать нечего. Звоню Свете и сообщаю свое местоположение. Ей завтра идти на работу, и приезжать к ней среди ночи как-то неудобно. Время далеко не летнее, темнеет рано, и ехать через Ростов по темноте, ничего не сфоткав и не посетив, нет никакого смысла с точки зрения туриста. К тому же, я там был 10 лет назад. Да и пилить еще 80 километров по ночной оживленной и местами узкой трассе — бесполезная трата сил и лишний риск. Задний фонарь у меня только один. По темноте я рассчитывал только въехать в Ярославль по расширенному участку шоссе и прокатиться по вечерним улицам.

Ближайший населенный пункт, где к автотрассе снова подходит железная дорога — это Петровское. Ярославль — не Тольятти. Электрички здесь ходят допоздна. До него оставалось километров 40. Как только я отъехал от Переславля на несколько километров, дождь прекратился, одежда стала сохнуть. Ветер стих и сменил направление на западное. Небо стало проясняться. В Ярославле за выходные не выпало ни капли дождя. По дороге я увидел памятник конструктору танка Т-34 М.И. Кошкину. Здесь неподалеку расположено его родное село. Петровское — крупное старинное село. До Ростова оставалось 20 километров. До наступления темноты оставалось 40 минут. Зря не доехал. Электричку пришлось ждать еще час и мерзнуть.

Вагон был совсем пустой. Вся сумка-штаны забрызгана дорожной грязью: смесью песка и машинных масел. Одежда отстирывается с трудом. На следующий день ни о какой поездке дальше до Рыбинска не могло идти и речи. Все надо стирать и сушить. Электропоезд довез меня ненамного быстрее, чем велосипед. Слишком много остановок. На станцию Ярославль Главный я прибыл в одиннадцатом часу. Путь до дома лежал в район Брагино на западной окраине города, отделенный от центра большой промышленной зоной, и тоже на Ленинградское шоссе. В отличие от Москвы я город знал хорошо и сразу нашел дорогу по выученной наизусть карте из интернета. Через 15 минут я подъехал к дому Светы.

Ванна, небольшой ужин — и все легли спать. На другой день я постирал свою одежду и сумки и повесил сушиться. Потом пошел гулять по городу. Посетить центр с музеями мне было не так интересно, так как все это мне давно знакомо. Я поехал на набережную. Доехав на троллейбусе до ул. Победы, я пошел к мосту через Волгу. По нему я когда-то ехал в Вологду. Захватывающее было путешествие. Неподалеку расположен и железнодорожный мост, а рядом речной вокзал. Ярославская Волжская набережная отличается от самарской тем, что это не место для купания и не место для расположения многочисленных кафешек. Расположена она на большой высоте над Волгой. Весь этот район радует глаз старинной архитектурой. Мое внимание привлекли два красивых деревянных дома на проспекте Ленина. Вот самая крайняя к Волге Красная площадь. Нет здесь ни одного дома, на другой похожего.

Остаток дня я скоротал в кинотеатре и вечером приехал к дому. По дороге увидел совсем недавно построенный альтернативный мост через Волгу. Как видно, на дорожное строительство здесь выделяют много средств. Район Брагино новый и современный. Само Ленинградское шоссе — типичная транспортная магистраль с разделительной полосой, переходящая в автодорогу на Рыбинск и Углич.

Вечером я долго ждал обеих девчонок (Света снимает эту квартиру вместе с подругой). Ехать на маршрутке иногда оказывается намного дольше, чем на веле. Я порядком замерз и грелся в магазине. Но вот, они приехали, мы купили вина с закуской и устроили небольшой банкет. Хорошо посидели, осушили две бутылки белого полусладкого и приступили к просмотру фотографий моей веложизни за все лето. Еще договорились встретиться в Нерехте в выходные, однако это сделать не удалось.

На следующий день я поехал в Нерехту. Для тех, кто плохо знает географию, скажу, что это город на краю Костромской области между Ярославлем и Ивановым. Там я в детстве часто гостил у бабушки и проводил много времени, поэтому он стал для меня вторым родным городом. Ветер снова задул с северо-востока, и большую часть пути дул навстречу, поэтому ехалось медленно. Первым делом я отмыл свой велек в пруду недалеко от дома. Стоило только выехать из Брагина, как стало спускаться заднее колесо. Пришлось менять камеру. Поехал дальше мимо заводов к главному вокзалу. Обратно решил проехал знакомой по до боли ул. Свободы и центральным площадям. Выехав с Богоявленской площади на Московский проспект, я ненадолго почувствовал легкость езды по ветру, обгоняя городские автобусы. Вот она, река Которосль.

Быстро доехал до железной дороги, перестроился в крайний левый ряд и свернул под путепроводом на Суздальское шоссе (не нарушая п. 24.2 не проедешь), затем также на проспект Фрунзе и поехал прочь из города на Костромскую трассу. Эта трасса нисколько не изменилась, все такая же узкая и оживленная как наша уфимка. Только покрытие стало лучше.

В Туношне я свернул в сторону от этой магистрали на Бурмакино. Снова замелькали привычные моему взору густые леса, поля и деревни. Даже на краю области в таких поселках как Бурмакино дорожные службы работают на совесть и никогда не доводят дороги до плохого состояния.

Далее основная дорога на Нерехту поворачивала и шла в обход, но я как и раньше поехал прямо вдоль железной дороги. После Сахарежа началась кантрийная покатушка по грунтам. В этом месте за последние 5 лет кое-что изменилось. В связи с сооружением ж/д платформы пешком в Выголово ходить перестали. Пешеходные тропы заросли, остались только проселочные дороги. Вот место, где раньше была нормальная тропа.

После небольшого бэк-кантри я выехал на старую асфальтовую дорогу до Нерехты, по которой почти никто не ездит. Стоило только проехать первую деревню, как она перестала быть асфальтовой. Въехав в город, я поразился его запущенности. Асфальта год от года все меньше и меньше. Все, что разбивается машинами, засыпают песком. На нормальный ремонт покрытия деньги в бюджете как только выделяются, так же быстро и разворовываются чиновниками. И так выглядит дорога у вокзала.

А вот наша улица в три дома, где все просто и знакомо. На ней тоже когда-то был асфальт.

Приехал я в гости к Вале и Жене, но больше 3 часов провести не мог. По семейный обстоятельствам они не могли меня принять на ночь, и я был вынужден в тот же день ехать в Иваново. Пообедали мы, попили вина, посмотрели фотографии, и в пять часов я поехал в Иваново к родителям. Ведущая из города улица Красной армии оказалась такой же занесенной песком. 10 лет назад на ней был асфальт, но по нему затрахаешься ямы объезжать. Выехал из города за ж/д переезд. Вот село Троица и Сыпановский монастырь.

За пределами населенных пунктов на дороге не везде песок, но только благодаря передней вилке велосипед легко проглатывает все ухабы. Вот Емсна. Эх, сколько лет я не катался по этим местам! А ведь когда-то я ездил по этой дороге чаще, чем сейчас до Тольятти. Через 18 км свернул с асфальта на грунтовку. Проехал станцию Арменки. Вот пошла короткая дорога в Ивановскую область. Вот мост через реку Солоницу.

Поднимаюсь в гору на Слабуноно - и я в родной Ивановской области. Вижу, что дальше дороги ненамного лучше, чем у Нерехты. Благо, что песком их засыпать еще не додумались. Дальше ничего особо примечательного. Поля, перелески, холмистый рельеф. В Душилове перекусил и набрал воды. Фурманов объезжаю по короткой обводной дороге и сворачиваю на Иваново, на крупную трассу, идущую с Костромы.

От северо-восточного ветра я очень замерз, теперь он задул в спину, и я начал согреваться. Развил приличную скорость. Темнеть стало быстро, я включил световое оборудование и налобный фонарь. Деревни мелькали одна за другой. Уже в полной темноте я въехал в вечерний город. Вот он — Северный аэродром, затем Минеево и проспект Ленина. В городе главные улицы отремонтировали на совесть. Трамвайные линии убрали по всему и заменили их троллейбусами. Этот вид транспорта стал ненужным. Увеличилось число полос на дорогах. Увеличилось количество светофоров. Вот, я свернул с магистральной улицы и поехал к дому. Даже во дворе асфальт заново положили. Для родителей свой приезд я сделал сюрпризом, ничего не говоря об этом заранее. Для большего эффекта неожиданности я оставил включенными все фонари, в том числе и налобный. Это был такой прикол.

Потом я хотел съездить до Плеса, но простудные заболевания не позволили мне это сделать. Поэтому я ограничился поездкой на Уводьское водохранилище и по живописным местам города Иванова — городским паркам. Уводьская плотина оказалась закрыта для проезда на ремонт, и по ступенькам вода не стекала как раньше. Это было очень красиво. Само водохранилище мне показалось узким и обмелевшим.

А вот парк Харинка и парк 1905 года такие же красивые как и прежде. Там есть, где пофоткаться на лоне природы. Сам город становится более современным и красивым. Здания на центральных улицах стали строить с большими архитекрурными изысками.