Велоотчеты 2008. USA-2008

Опубликовано: 2010-04-23 09:01:42

Маршрут: Самара - Франкфурт - Бостон,МА - Кейп-Код,МА - Бостон,МА - Джексон,НХ - Бостон,МА - Нью-Йорк,НЙ - Бостон,МА - Сан-Франциско,КА

Участники: Анастасия Меньшикова AKA Настя, Андрей Моисеев AKA JackOfShadows, Полина Моисеева AKA По.

Вступление
21 августа. Самара - Франкфурт - Бостон
22 августа. Бостон - Кейп-Код
23 августа. Кейп-Код
24 августа. Кейп-Код
25 августа. Кейп-Код - Бостон
26 августа. Бостон - Джексон
27 августа. Джексон
28 августа. Джексон
29 августа. Джексон. Первый день свадьбы
30 августа. Джексон. Собственно свадьба
31 августа. Джексон. Последний день свадьбы
1 сентября. Джексон - Бостон
2 сентября. Бостон - Нью-Йорк
3 сентября. Нью-Йорк
4 сентября. Нью-Йорк - Бостон
5 сентября. Бостон - Сан-Франциско
7 сентября. Сан-Франциско
12 сентября.
13 сентября. Сан-Хосе
17-18-19-20 сентября. Сан-Франциско - Бостон - Франкфурт - Самара
Попытка анализа
Самое главное и бросившееся в глаза
Америка — страна автомобильная
По образу жизни и здоровью нации
Окружающая среда и её охрана
Интернет
Отрывочные наблюдения



Посмотреть увеличенную карту

Посмотреть увеличенную карту



 

Вступление

Проверив в течение 5 лет свои чувства, Настина сестра Катя и её друг Артур наконец-то решили узаконить свои отношения. Местом проведения церемонии было выбрано фамильное имение в Джексоне, штат Нью-Хэмпшир, Соединённые Штаты Америки.

Получив визы, мы собрались в США. Итак, хроника визита: 21 августа - 5 (18) сентября 2008 года и программа, подготовленная для нас американскими родственниками.



21 августа. Самара — Франкфурт — Бостон

Стартовав из дома в 6 утра, мы были в аэропорту Курумоч уже в 7. Полина (она же Поля, она же По, на момент поездки ей было 3 года и 7 месяцев) на удивление хорошо проснулась в 5 утра (видимо, всё же сыграла свою роль заблаговременное объяснение раннего выезда и возможности поспать в машине/самолёте - хотя заснула она только над Атлантикой). Пройдя таможенный досмотр (волнение по поводу перевозимых 8 килограммов шоколада не оправдалось), мы встали в очередь на регистрацию — где у Полины спрашивали её имя, и как зовут папу и маму; спрашивали именно на регистрации, на паспортном контроле на неё вообще не смотрели. Стальная птица перенесла нас во Франкфурт (что интересно — в "Люфтганзе" детям дают книжечку раскрашивать/обводить по точкам и карандашик), пересадка на трансатлантический Боинг — и 7 часов до Бостона.


Обед в самолёте

По правилам таможенного декларирования пришлось заявить о наличии более чем $10.000 на всех, что раза в три удлинило процедуру. Фотографирование на вебкамеру, печать в паспорт — и радостные лица встречающих. Катя прилетела из Лондона в тот же день часом раньше.

В Самаре уже полночь, но чтобы справиться с 9-часовой разницей во времени быстрее, было решено лечь после заката.

Родители Артура живут в пригороде Бостона — Кембридже, в квартале от знаменитого университета №1 в Америке — Гарвардского. Трехэтажный дом с гаражом и маленьким двориком. В гостиной уже лежит куча коробок с подарками (они прибывали всё время, — Катя и Артур заранее сделали сайт своей свадьбы, где кроме описания всех мероприятий/координат/истории семей были и ссылки на 3 gift registry, где можно было увидеть желаемые подарки, зарезервировать и даже оплатить их). Нам отвели пару комнат на мансардном этаже со своей ванной. Прогулка по городу, кампус Гарвардского университета, нечаянное приобретение комплекта push-and-talk от AT&T (девушка обещала, что за 30 долларов мы получаем телефон и 25 долларов на счёт — но мы что-то поняли неправильно). Да и вообще он оказался кривоватым — в Россию не звонил, СМС оттуда не получал, контроль доставки не работал, в месте свадьбы у at&t сигнала вообще не было, российский диапазон телефон не поддерживает.


Джон Гарвард

Вечером в полное распоряжение Полины был предоставлен один из будущих хитов — магнитный конструктор.


Магнитный конструктор



22 августа. Бостон - Кейп-Код

В 6 утра по местному (15:00 по Самарскому) даже Полина уже хлопала глазами. Хозяева заблаговременно предупредили, чтобы мы не стеснялись с утра пользоваться кухней. Этот день был запланирован для осмотра Бостона, средством был выбран Duck Tour. Эта компания, оперирующая в том числе и в Нью-Йорке, в качестве транспорта использует аутентичные амфибии второй мировой войны, предназначавшиеся для доставки десанта с больших транспортов на берег. В войне им участвовать не пришлось (не довелось?), их восстановили/доработали — и сейчас они возят туристов. Экскурсия идёт 1.5 часа по городу, после чего амфибия на 30 минут спускается в воду. У каждой машины свой водитель-экскурсовод, их лица есть в буклете и видимо на сайте. Нам досталась Cowgirl, "девушка из Техаса". Рассказывала с шутками-прибаутками, большинство из которых до нас не доходили (местный юмор, сленг, быстрая речь — видимо, надо там пожить, чтобы адекватно воспринимать подобное слушание, а не личную беседу). Но фактическая часть была понятна почти полностью.


Cowgirl

Парковка

Бостон — крупнейший город штата Массачусетс, неофициальная столица региона "Новая Англия". Население города — порядка 600 тысяч. Основан в 1630 году. Исторически Бостон знаменит в основном тем, что здесь была провозглашена Декларация Независимости (мы увидели тот самый балкон) и соответственными военными событиями (знаменитая битва с англичанами). Памятников и достопримечательностей раз в 5 больше, чем в Самаре.


Сцена перед администрацией округа:
"Я могу встать перед Белым Домом,
кричать "Президент чмо" —
и мне ничего не будет (с)

После дак-тура мы походили по музею науки, пообедали в фуд-корте (в одной галерее фастфудовая еда наверное всех мировых кухонь) и побродили по городу.


Музей науки

Музей науки

Так она плавает

Вечером выехали в Кейп-Код. Это название большого залива, на берегу которого находится летняя дача семьи Артура.


Посмотреть увеличенную карту

Приехали туда уже затемно, в воздухе ощутимо пахло морем. "Дачный домик" находится в лесу (соседей не видно, своей земли 2 акра — где-то 2/3 гектара, частная собственность с запрещением ходить посторонним) и размерами примерно в 2 раза превышает дом в Кембридже. Опять 3 этажа, просторные спальни, огромные гостиная, столовая, каминный зал и террасы. Перед домом газон и цветник, детская площадка. Мы были в восторге!



23 августа. Кейп-Код

После завтрака была намечена велопоездка. Долго разбирались с велосипедами, был даже извлечен древний аппарат пятьдесят какого-то года, выглядевший на удивление прилично. Никто не хотел ехать на тандеме. Всех заставили надеть шлемы, причем нашим родителям достались древние каски, в которых они были похожи  на немецких оккупантов. Наконец 8 человек расселись на 6 велосипедов и тандем, из которых лишь один был 26 дюймов (он достался Андрею с Полиной). Настя с Артуром-старшим поехала на тандеме, поскольку остальные отказались. Выкатили велосипеды и поехали до Канала (его видно на карте наверху). Он был прорыт ещё в 19 веке в целях сокращения морского пути в обход полуострова. Причём что интересно — раньше дорог не было, всё сообщение осуществлялось исключительно по железной дороге. Она сохранилась и функционирует до сих пор — как и поднимающийся мост того же времени.


Мост поднят

Дальний мост опущен

По дороге к Каналу Андрей вёз Полину, ехали всё время под горку, и он представлял себе обратный путь — тем более что начало пригревать. Но обратная дорога — по тому же маршруту — тоже постоянно ощущалась "под горку", вот такого качества там покрытие, причём городок дальний и маленький.

Доехав до Канала, мы поехали по велодорожке длиной 7 миль вдоль него. Количество велосипедистов и бегунов потрясает, конечно. Дующий с океана ветер, лавочки для отдыха, рыбаки, проплывающие катера. В конце, разумеется, есть бесплатный — но, разумеется, чистый — туалет.

Отдохнули, поменялись тандемами/шоссейниками и поехали обратно. По пути посетили магазинчик с мороженым, где попытались по названиям угадывать смысл.

По возвращению выдвинулись на пляж (океан там с 2 сторон) искупаться в Атлантическом. Взяли лопаты и построили плотины во время отлива. Погоняли рыбок. Ну и, разумеется, покупались.

Вечером вытащили из кладовки с детскими играми деревянную железную дорогу Thomas&Friends для Полины, в которую играла не только она. Последующие исследования показали, что игры этого совместимого формата выпускает несколько фирм, и можно купить от одной <рельсины> и стрелки за $1 до отдельных мегамостов и больших наборов (в Самаре мы увидели только китайский в "Апельсине").

Во дворе обнаружили детский комплекс, маленький детский домик, а в лесу — тарзанку, которую в полной мере оценила Полина.



24 августа. Кейп-Код

На этот день был запланирована прогулка по океану. В наличии были большая лодка с парусом (на 4-6 человек), крошечная 2-местная спортивная лодка с парусом и два одноместных каяка (пластмассовые байдарки). Путь на пляжный остров занял около часа, по дороге видели интересные дома на сваях — для того, чтобы ураган проносил воду под домом, а не ломал его, как это случилось в 1990 году с домами, ранее стоявшими на этом месте. С тех пор таких ураганов не было, но периодичность таких катаклизмов — 15-17 лет, так что — ожидается. Дома эти имеют право строить не более одного на 2/3 акра, если несколько домов рядом — значит, они приналежат одной семье, которая не имеет права продавать их в чужие руки.


Капитан Артур-старший

Минут 45 поплавали, выбрали место, высадились (большая лодка к берегу пристать не может, надо спрыгивать в воду). Полина сразу нашла медузу.

Пообедали, погуляли по острову пособирали ракушки, попробовали местный шиповник — раза в три крупнее нашего, по вкусу похож на боярышник.

На обратной дороге Андрей решил попробовать спортивную лодку. Получил все инструкции о перескакивании с борта на борт при перебросе паруса, прослушал историю о восьми переворотах за поездку с более тяжелым и менее поворотливым спутником — и мы выдвинулись. На соревнованиях посередине лодки натягивается трос, за который при откренивании нужно зацепляться ногами и свешиваться за борт.

Вечером мы отмечали день рождения Кати, играли в крокет, а затем вкушали лобстеров со сливочным маслом, лимоном и кукурузой.



25 августа. Кейп-Код

В этот день было решено увидеть настоящий открытый океан. Мы взяли все велосипеды — не доезжая 12 миль до берега, начинается велодорожка, по этому месту раньше проходила железная дорога. Толпы велосипедистов, разметка, многие с детьми в велоколясках, первый раз вживую увидели детские прицепы.


На заднем плане - коляски и прицеп

Солнца не было, температура воды градусов 18 — но с удовольствием попрыгали в прибое — просто стоять в нём не получается. Полине этот океан не понравился: "холодно и камни бьют по ногам" - действительно, возле самого берега глубоковато и ощутимо молотят камни, отойти метров на 20 — чуть ли не по щиколотку. Но временами волны если не сбивают с ног, то весьма ощутимо протаскивают к берегу. Песок очень крупный, если потереть - дерёт кожу. В отдалении плавают морские котики, поближе ждут волн серфингисты, некоторые держат даже по большому веслу.

По бывшей железной дороге назад — и уезжаем обратно в Бостон.



26 августа. Бостон - Джексон

Самостоятельно позавтракав, на метро выезжаем в бостонский Аквариум, где нас встречает сестра Артура Ребекка с детьми. У неё member card в Аквариуме, которая даёт скидку как на билеты в Аквариум/его IMAX, так и на покупки в магазине. На улице возле Аквариума за стеклянной витриной живут морские котики, в этот момент как раз немного рассказали о них и стали их взвешивать и чистить им зубы.

Аквариум, если кто не знает — здание, внутри него — вертикальный стеклянный цилиндр диаметром метров 6 и высотой метров 10, вокруг — спиральная лестница, и разумеется, множество экспонатов вокруг. В самом низу — большое пространство для пингвинов. Наверху есть место, где детям (и не только) дают трогать руками некоторых обитателей моря — и рассказывают о них.

В аймаксе мы смотрели стереофильм National Geographic "Киты и дельфины" в 3d, с очками. Перед началом сеанса крутили рекламные ролики, в том числе про Большой Каньон. Полина, которая первый раз в жизни была в кино (и сразу в 3D), закрывалась от летящих в лицо брызг. Посмотреть бы про Большой Каньон, конечно.

Мы вообще любим аймакс, как это будет видно далее. Это сеть канадских кинотеатров по всему миру, с большим экраном, плёнка в проекторах бОльшей ширины, изображение с бОльшим разрешением. Многие аймаксы показывают только образовательные фильмы.

Пообедали в той же галерее, что и в первый день.

Закупились сувенирными майками/кепками Бостона, немного заблудились в трёхстах метрах от дома, собрались — и совершили 4.5-часовой переезд в Джексон, где и состоится свадьба. Дорожное полотно ночью — как новогодняя ёлка.



27 августа. Джексон

Вообще Джексон — это (горно-)лыжные места, с множеством гостиниц, подъёмников, трасс для классических/горных лыж и массой зимних домиков, которые в это время года стоят пустыми. Спальных мест в домиках обычно много, ими наездами пользуется много семей, в зимнее время года там, видимо, аншлаг. Опять всё на частной земле, домик от домика находится на порядочном расстоянии.

После завтрака мы с Полиной гуляли и осматривали окрестности. В 12 часов выехали на ферму, где Полина покаталась на пони, а девушки чуть попозже совершили 1.5-часовую прогулку на лошадях.

Ближе к вечеру поехали покушать в ресторане RedFox, в котором на следующий день должен был проходить девичник. Там Полине дали большой лист с заданиями и набор цветных карандашей — и разумеется в числе прочего там была лисица. После ресторана уехали в расположенные недалеко outlet'ы — собранные в одном месте несколько десятков дискаунтеров самых разных фирм. Там и торчали до 10 вечера.



28 августа. Джексон

В этот день основная часть подъехавших гостей штурмовала гору Вашингтон (самая высокая гора в Новой Англии, 6288 футов).


Одинаковые майки —
подарок каждому на свадьбе

Мы же решили посетить местный Диснейленд — детский парк развлечений Story Land. Утром за нами заехала вторая сестра Артура — Сара — с мужем и детьми, и мы поехали. За четверых взрослых и троих детей отдали $168, все аттракционы — соответственно, бесплатно. В соответствии с названием, большинство аттракционов в парке тем или иным образом завязаны на песенки или сказки.


Шалтай-Болтай

Сервиз из "Алисы в стране чудес"

Фототир

Памятник основателям

Поезд идёт по всему парку, сделан
в масштабе 1:3 от ходившего здесь
в 19 веке

Учимся доить корову

Вечером девушки выдвинулись на девичник — в spa и в ресторан, Артур завершал приготовления к свадьбе и назначил на вечер мальчишник — но когда он в начале десятого приехал за Андреем, они с Полиной уже погуляли и полюбовались звёздами, и он продолжил читать ей начатую ещё в Кейп-Коде книгу про Таши — все спали, так что пришлось отказаться.



29 августа. Джексон. Первый день свадьбы

В канун свадьбы была большая программа.

Утром для гостей проводились соревнования по биатлону — плавание и бег. Плавали в форелевом пруду, уровень воды в котором специально для этого был поднят на 35 сантиметров. Вода была чертовски холодной, т.к. мелкое озеро здорово остывает за холодную августовскую ночь. Планировалось, что взрослые будут переплывать пруд туда-обратно 5 раз, однако выдержали всего 2 раза. Потом женщины бежали 2 мили, мужчины 4 мили. Выиграл, конечно, жених J. Дети "плыли" (конечно же, бежали вдоль воды), потом бежали 400 метров.


Победный финиш

После соревнований был пикник. На открытом огне жарились котлеты для гамбургеров и сосиски для хот-догов, был салат, стояли 2 больших бутыля с холодными лимонадом и чаем.

Перекусив и поиграв на детской площадке, Андрей с Полиной немного поплавали по пруду на водном велосипеде и каяке, пока не выяснилось, что все уже уехали.

Далее на этот день была назначена репетиция церемонии. После обеда мы выехали на поляну. По семейному преданию, именно там познакомились бабушка и дедушка Артура в 30-х годах, когда катались на горных лыжах. После свадьбы они выкупили эту землю, а в конце жизни передали землю государству — с условием, что на ней ничего не будут строить. После смерти их прах был развеян здесь же. Сейчас на поляне стоит гранитная мемориальная плита.

Приехали проводящий церемонию Квентин, распорядительница церемонии Сэнди, и под их руководством мы отрепетировали проходы родственников, друзей/подружек и <кто где стоит>. Полина также отработала разбрасывание лепестков (ей была назначена роль flowergirl). Вместо лепестков мы нарвали ей листиков в кепку.

Вечером был rehearsal dinner — "репетиционный ужин". Открытый воздух, навес, бар, почти все гости, жареный поросёнок. И самое интересное начинается после ужина — каждый, кто хочет, приготовил смешной рассказ про жениха и/или невесту. Всё очень душевно и тепло.

Полина вовсю бегала и играла с американскими детьми, хотя и не понимала ни слова. Но все эти дни Йоханна (ей 9 лет) очень помогала инкорпорации Полины в американское общество. Перед поездкой Полина выучила несколько английских фраз, но познакомившись с несколькими десятками американцев, на обращение русской девушки "ой, какая хорошая девочка! Как тебя зовут?" утомлённый ребёнок на автомате выдал "my name is Polya, I live in Samara" и показал 3 пальца.

Вечером Андрей заканчивал подготовку слайдшоу Кати и Артура, начатого ранее подругой Кати — добавлял последние фотки. Также подбирал русскую танцевальную музыку.



30 августа. Джексон. Собственно свадьба

Вот собственно и самый главный день, ради чего мы перелетели через океан. Погода вопреки опасениям и прогнозу не подвела — была переменная облачность, нежарко и без осадков.

С раннего утра все подружки во главе с невестой отчалили в beauty service (мужская же часть гостей играла в футбол, выиграл конечно же жених). Оттуда причесанные и накрашенные они выдвинулись в bride house — надевать свои замечательные голубые платья и помогать невесте надеть все многочисленные детали ее туалета J. За этим занятием незаметно пролетели оставшиеся 2 часа и уже пришел фотограф (первая фотосессия — невеста с подружками). Едва успели дожевать гамбургеры, ведь до свадебного банкета еще далеко.


Подружки невесты
в одинаковых платьях

Тем временем на церемониальной поляне собирались гости, приглашено было порядка 120 человек. Было забронировано много номеров в Eagle Mountain House и занято три горнолыжных домика знакомых/друзей, один из домиков был чуть ли не 19 века.


Друзья жениха в одинаковых
галстуках и Квинтон, MC

Как же проходит свадьба по американски? Жених с невестой получают Wedding License ($57) в том штате, где проводится церемония. Проводить ее может любой человек, который также должен получить специальную лицензию. В данном случае это был друг жениха Квинтон. Свидетельства о браке жених и невеста получают по почте.

На поляне для гостей уже были установлены пластиковые кресла. Чуть в стороне уже приготовлен столик с шампанским. Музыка представлена тремя настоящими музыкантами — скрипка, флейта и виолончель. С началом церемонии гости рассаживаются по креслам, и по проходу в середине под музыку выходят по очереди: жених с родителями, родители невесты, подружки невесты с друзьями жениха, дети постарше, пара маленьких девочек с лепестками роз. Такими девочками были Полина и Элизабет (4-летняя племянница Артура).


Flowergirls

На подходе к гостям нервы Элизабет не выдержали, и она повалилась на траву, выражая свой протест происходящему. Полина недоуменно на нее уставилась. Девочку подняли и направили на путь истинный. Лепестки они кое-как раскидали. И наконец-то, в последнюю очередь прошагала Катя с букетом в одной руке и подолом платья в другой. Да, ходить на каблуках по мягкой травке — это вам не по паркету.

Далее Квинтон рассказал всем, чего ради мы тут все стоим/сидим, Катя с Артуром пообещали друг другу любить и готовить ужин и обменялись кольцами. Родители прослезились от умиления. Кто хотел, сказал кратенькие торжественные речи или прочел стихи (один из друзей прочитал стихотворение Киплинга 1924 года, сестра — что-то из Хайяма, кто-то отрывок из прозы). Другая племянница жениха Йохана сыграла на скрипке и все в обратном порядке удалились, осыпаемые лепестками роз уже со стороны гостей.

Вся церемония длилась 45 минут, зато потом 2 часа пили шампанское и фотографировались. Надо отдать должное фотографу, картинки получились замечательные:

Потом был коктейль, плавно перешедший в свадебный банкет.

Разумеется, был традиционный каравай, пелась "Катюша" и кричалось "Горько".

Между делом выяснилось, что все 6 друзей жениха женаты, в то время как из 6 подружек невесты 4 — не замужем. Русские девушки дружно поставили Кате на вид непродуманность такого подхода.

Всем гостям также были преподнесены подарки — специально заказанные майки, шоколадка <Золотая марка> самарской фабрики <Россия> и бутылочка кленового сиропа.



31 августа. Джексон. Последний день свадьбы

Утренний общий завтрак завершил трёхдневный свадебный марафон. После него гости начали разъезжаться. Мы же, в целях размять нетренированные мышцы и сбросить поднакопившийся жирок, решили сбегать на горку. Нам предложили находящуюся неподалёку Doublehead Mountain — на неё можно забраться с детьми, опять же в случае чего можно с полдороги вернуться. Высота около 500 м, тропа идёт по лесу. Вышло нас 6 взрослых и 4 детей (самые младшие — Полина и Элизабет, 3.5 и 4 года соответственно). Горы в отличие от Жигулей честно каменные, много ручьёв. Сам подъём зимой является трассой для классических лыж — весьма удивительно, местами там тяжело даже лезть.

После нескольких привалов добрались доверху. На вершине стоит домик с удобствами на улице, комнаты сдаются за $20 в сутки. Вид с вершины впечатляющий, говорят, что со второй вершины (по гребню где-то 0.8 мили — но мы не пошли) виден океан, находящийся в 60 милях оттуда.

Мы порядком подустали — почти всю дорогу в гору тащили Полину на плечах, обратно первую часть пути, по крутым камням — тоже. Но вечером не смогли отказаться от afterparty — барбекю с "Короной". Но какие всё же в горах звёзды: Ярче и больше количеством. Ну и виден свет находящихся почти на вершинах гор домов.



1 сентября. Джексон - Бостон

Поскольку на 2 сентября автобус в Нью-Йорк отправлялся в 8:00, мы решили выехать в Бостон пораньше (Артур/Катя/родители с примкнувшей Полиной решили проехать через аутлеты). Мы даже не останавливались на перекус, и, постояв местами в пробках в честь Дня Труда, к 15:00 были в Бостоне. Проглотив что-то наспех, выехали в расположенный недалеко магазин развивающих детских игр StellaBellaToys. Там Сюзен и Артур-старший подарили Полине такую же тарзанку (ZipLine от HearthSong), как в Кейп-Коде. И в расположенном рядом ресторане накормили какими-то знаменитыми булками.

Обратно мы пошли пешком. Зашли в пару магазинов и не смогли не посидеть в китайском фастфуде по $7.49 за фунт.

Вечером собирались в NY.



2 сентября. Бостон - Нью-Йорк

Китайский автобус, на который мы заранее купили билеты, отправлялся в 8:00. Артур-старший подбросил нас до автовокзала, и мы успели на рейс в 7:30. Автобус шёл 4:30, с остановкой на перекус/туалет в McDonalds (и там было ещё что-то с пиццей и сладостями). Приходит он, что неудивительно, в Chinatown, откуда мы и двинулись по 5 Авеню вниз по Манхеттену. Манхеттен — это полуостров, купленный в своё время у индейцев за 24 (двадцать четыре) долларов. Бродвей на нём — это бывшая индейская тропа, идёт "наискосок", а вдоль и поперёк — знаменитые и многократно осмеянные нумерованные стрит-стрит-стрит и авеню-авеню-авеню (внизу слева — Остров Свободы и Остров Эллис с музеем эмиграции).


Посмотреть увеличенную карту

Дойдя до южной оконечности острова, купили билеты на паром и сплавали на Остров Свободы. Подустав и помня о предстоящей дороге, на Острове Эмигрантов выходить не стали.

Вернувшись на континент, по той же 5 Авеню пошли вверх (на Ground Zero — стройплощадку, где до 2001 года стояли башни-близнецы — не пошли, больно уж было жарко/влажно, Нью-Йорк расположен на широте Рима и Сочи, да и рюкзаки с собой). На 36-й пообедали, потом поднялись на 86 этаж  самого высокого здания Empire State Building и проводили закат. Вид на город и огни за Hudson river неожиданно напомнил Самару/Волгу/Коровий/Воложку/Рождествено, если их как следует подзастроить небоскребами и поставить статую на Проране.

Спустившись, дошли до 58-й, где посетили центральный магазин Apple и пощупали новый iPhone и iMac'и.

Созвонившись с живущей в Нью-Йорке самарчанкой Дашей AKA Lipa AKA palena, спустились в метро и выехали в Бронкс. Метро там самое мощное из всех, которые мы видели. Карту дают бесплатно (обычная карта Манхеттена стоит $10). Самое примечательное — поезда-экспрессы, которые некоторые станции проезжают не останавливаясь (на этих станциях по 2 пути в каждом направлении). Очень интересно, когда два поезда идут параллельно. Станции небольшие без нашей мегароскоши, на некоторых вход и выход совмещены, сразу вспомнилось, как во "время Оно" клеймили западные и превозносили московское метро — но не лучше ли иметь три функциональных станции, чем одну, но памятник искусства? Проезд стоит 2 доллара, деления на зоны нет.

Даша нас встретила, любезно уступила нам свою большую раскладушку и рассказала, куда по её мнению стоит сходить.



3 сентября. Нью-Йорк

Утром просыпались-просыпались, но за окном было всё так же темно. В конце концов решили посмотреть на часы — оказалось начало десятого, у Даши так странно выходят окна. Потихоньку собрались и пошли завтракать в Dunkin Donuts. Персонал там был из Бангладеш — и они, и мы пытались общаться по-английски, в конце концов пришлось объясняться практически жестами. В качестве компенсации Насте досталось халявное мороженое. Быстренько пробежались по рекомендованным Дашей дискаунтерам Marshalls и Sears. Это 2 огромных магазина. В Сирзе есть ВСЁ (понравились, например, встраиваемые микроволновки, совмещённые с вытяжками), по отделу инструментов Андрей ходил как по музею. Джинсы Levi's везде 49 долларов, в нём точно такие же 36. Три банданы Levi's — 7 (семь) долларов. Одежда - разных размеров (в маршалле всё в куче). Сели в метро и доехали до Центрального парка. Там, оценив температуру, решили не брать запланированные велосипеды — температура в NY в эти дни была под 40 градусов — в отличие от океана в Cape Cod, на котором осталась Полина, там не было солнца и холод.

Догуляв до нужного времени (и даже заблудившись в дебрях), выдвинулись в сторону Frick Collection — решив, что это и есть желанная кунсткамера (парад уродов и всё такое). Билеты были по $15 — и почти никого народу. В течение некоторого времени мы искали уродов, но везде были сплошные Рембрандты, Моне и прочие Матиссы. Минут через 20 поисков Андрей заподозрил недоброе, схватил какой-то проспект — в нём чёрным по-английскому рассказывалось про угольного и стального короля Генри Клея Фрика, оставившего городу свою коллекцию. Мы почесали репы, но 15 долларов — это 15 долларов, так что осмотрели всё до конца. В принципе, интересно.

Выйдя из музея, созвонились с Дашей и вместе пообедали. Попрощались до вечера, уточнили адрес музея Believe it or not (искомое сборище уродов) и по 6-й Авеню прошли до него. 25 долларов за "собрание невероятных фактов". Местами достаточно интересно.

Вообще говорят, что как Москва — это не типичная Россия, так Нью-Йорк — это не типичная Америка. Люди там менее вежливые, жизнь гораздо более быстрая. Сам Манхеттен — безумный ритм, большинство живёт там только пока молодые, став старше — съезжают в другие районы.

Вечером основательно прочесали Sears, после которого Даша пригласила поесть "лучшие суши в NY".

На Брайтон-Бич так и не поехали.



4 сентября. Нью-Йорк - Бостон

В 9 распрощались с Дашей, позавтракали в McDonalds и решили напоследок посетить Sears. Утомлённая покупками Настя попросила подождать её на входе 20 минут — "я вчера так устала покупать, хватит уже шмоток, этот магазин видеть не могу, куплю ботинки для Полины и всё". Через каких-то 40 минут она появилась, неся каких-то 45 платьев: "подержи, пойду за вещами для Полины".

Доехали до China Town, отобедали китайским фастфудом, докупили майки-кепки и выехали из NY.


Рынок в Чайнатауне

Вечером в Бостоне был прощальный ужин, стирка/сборы и прочие записи дисков с фото. Причём именно на этом ужине Настя наконец-то перестала стесняться и стала нормально говорить по-английски — Нью-Йорк действительно меняет людей.



(с этого места отчёт пишет только Андрей)



5 сентября. Бостон - Сан-Франциско

В этот день почти вся семья возвращалась в Самару, я же летел в другую сторону — на западное побережье. Встал в 5:15, почистил зубы, залил молоком хлопья и в 5:50 сел в заказанное накануне такси. До аэропорта буквально 15 минут и пара платных дорог, $40. Попытался  пройти self-check, система успешно приняла  код электронного билета и просканировала мой загранпаспорт — но оплатить 15 баксов за багаж можно было только карточкой, так что пришлось подойти к терминалу с человеком (как выяснилось потом, большой чемодан можно было и не сдавать в багаж — спасибо работникам аэропорта, что предупредили). Авиакомпания United, рейс — как и у многих сейчас дискаунтеров — достаточно бюджетный, все ништяки — за отдельную плату (типа перекусочных бутеров за 5 баксов или минизавтрака за 7).

Взлёт в 08:05, посадка в 11:37, полётное время 6:32 (время западного побережья отличается на 3 часа).

По прилёту в Калифорнию я обнаружил, что мой новокупленный телефон успешно затёр телефон встречающего меня директора — и только через некоторое время я вспомнил, что у меня с собой есть приглашение с его координатами. Проехали по San Mateo-Hayward Bridge длиной 11,265 метров, 6 полос, максимальная высота 41 метр (впоследствии я ездил и по остальным мостам через San Francisco Bay).

И началась трудовая американская повседневная жизнь. Жил я в испанской гостинице La Quinta, в моё распоряжение был предоставлен велосипед (гибридный Mongoose 450) и ноутбук (в гостинице бесплатный wifi). Поскольку пребывание в офисе особого интереса не представляет, расскажу только о наиболее запомнившемся.


Вид из окна гостиницы

Хайвей

Прежде всего — сама Калифорния. Наиболее населённый штат (36 миллионов человек), третий по площади (после Аляски и Техаса) 1,240 х 400 км, с разнообразнейшим климатом — от океанских пляжей на юге до озера Tahoe с его горными лыжами на севере. Cплошные частные дома. В это летнее время все холмы жёлтые — выгоревшая трава, которая будет зелёной лишь несколько зимних месяцев, когда температура будет в районе 20 градусов. Сейчас днём под 40. Утром всегда облака.Очень сухо, и жара переносится легче, чем в Самаре. Поскольку всё сухое до звона — очень боятся пожаров, ибо горит всё очень быстро (у меня в номере было несколько разных датчиков). Раньше Калифорния принадлежала Испании (США половину завоевали, половину купили) — это до сих пор заметно по названиям улиц/населённых пунктов. Сама Силиконовая Долина с офисами симантека, гугла, сибейза, оракла, айбиэм.

Прилетел я туда в пятницу, в субботу после веломагазина посетил IMAX — смотрел <Тёмный рыцарь>. Это первый фильм, несколько эпизодов которого снимались специальными IMAX-камерами (обычно для IMAX просто переделывают имеющуюся копию). Фильм был в прокате уже 3 недели, зал был полный. Чёткость и размер экрана потрясают, мы сидели на пятом ряду, перед нами был барьерчик и за ним проход, так в сценах вида с края небоскрёба было страшновато. Леджер-Джокер молодец.



7 сентября. Сан-Франциско

Утром обкатывал велосипед, нашёл офис, полюбовался калифорнийскими соснами и получил неземное наслаждение от велодорожек.

Во второй половине дня за мной заехал живущий уже 7 лет в Калифорнии Иван, и мы уехали в Сан-Франциско. По дороге пообедали в итальянском ресторане. До Сан-Франциско было 40 миль, через некоторое время дорога поднялась вверх, и мы въехали в туман-облака. Такая же погода была и в СФ, холоднее чем там, где я жил, и ветер. Туман не дал разглядеть всё, но я всё же смог увидеть знаменитый мост Golden Gate, остров Алькатрас, где в 30-х годах сидел Аль Капоне. Ну и знаменитый пирс 39 с его лежбищем морских львов и десятками сувенирных магазинчиков. Огромное спасибо Ивану, что нашёл время всё показать и рассказать.


S.S. Jeremiah O'Brien и Golden Gate

Алькатрас

СФ — очень интересный город на холмах, постоянно вверх-вниз, <убийца сцепления>, по словам Ивана.

Иван также много рассказал про велоклуб Alto Velo, членом которого он является. В клубе порядка 300 человек, он один из самых больших в США. Последние 15 лет клуб спонсируется компанией WebCor, члены клуба на любых соревнованиях и в любых интервью упоминают об этом. Есть женская pro team, одна из девушек стала чемпионкой Олимпийских игр, вторая выиграла Кубок Мира. Членство в клубе стоит $75 в год и включает в себя:

  • клубную джерси и право носить её;
  • доступ к спецальныи ценам клуба на одежду и оборудование;
  • возмещение затрат на гонки и путешествия;
  • и возможность брать специальное оборудование на тест-драйвы и велосипедные футляры на путешествия.

Каждый год в новом дизайне выпускается комплект формы (полный, от банданы и рукавов/штанин до нескольких видов курток и трусов (с лямками/без, выше/ниже колена), шьётся на фабрике рядом. Сейчас у клуба скидка 30% на велосипеды Marin. На мой вопрос, что держит клуб и не даёт распускаться, Иван ответил — <Спорт и соревнования>. Сам он бывший mtb-шник, полностью ушёл в шоссе (на их дорогах сам бог велел это сделать). Порядка 150 человек серьёзно занимаются шоссе, команды постоянно тренируются. Иногда тренировки проводят профессиональные тренеры (<сегодня отрабатываем заезд в горку, в следующий раз — рывки>). Соревнования проводятся как минимум раз в неделю, иногда в один weekend несколько соревнований. Все соревнования организует одна группа людей, 5-6 человек, которые только этим и живут.

На ужин были порекомендованные Иваном сэндвичи ToGo's. Иван рассказывал, что эту компанию основала группа сёрферов — и эти сэндвичи пользуются успехом, поскольку в них используются только натуральные продукты. Я выбросил большую часть хлеба, и получилось весьма достойно.

Неделя прошла незаметно (особо стоит отметить лишь ужины take-out сушами — за $15.5 вы получаете 7 разных суши из рыбы, 1 с креветкой, 3 ролла <калифорния> (мясом рисом наружу, заодно и посмотрел, как они делаются), 3 обычных ролла с лососем, добавляем house salad за $2.95 и наслаждаемся. Рыба, разумеется, свежая и ОГРОМНАЯ — такая, что риса не видно.

Уровень цень можно оценить, например, в Tango Suchi.



12 сентября.

В первой половине дня был поход в IMAX на стереофильм "Путешествие к центру Земли 3D" с Бренданом Фрейзером. Неплохо, но снова ощущение, что <впечатляющие> 3d-моменты используются ну очень выборочно и иногда их приходится ждать. Наибольшее впечатление — от продемонстрированного вначале ролика <Мадагаскара-2> в 3D — это что-то.

Затем обед во вьетнамском ресторане (который в оригинале был <местом общения>, где люди проводили по несколько часов — в Калифорнии же он превратился в обычный ресторан. Причём в него стоит очередь — заходишь, получаешь номер, ждёшь минут 20 на улице, пока объявят твой номер). Народу полно, мне продемонстрировали почти весь ассортимент — так, что нам на троих подвинули второй столик.

После ресторана поехали в Fry's, где купили подарки для Russian office. Это магазин, торгующий по рекомендуемым производителем ценам, так что покупать что-то там имеет смысл только на распродажах, которые объявляются заранее и на каждый день свои. Но несмотря на распродажу, видеокамера, например, оказалась дешевле на Амазоне (цена примерно такая же, но шиппинг дешевле, чем взымаемые 7.5% с каждой покупки в Калифорнии).



13 сентября. Сан-Хосе

Поездка в Сан-Хосе (опять же испанское название, и пишется San Jose) — главной целью был расположенный там Музей Науки, опять же с аймаксом. Вход в музей с посещением аймакса стоит 8 (восемь) долларов, дополнительное посещение аймакса — 4 доллара. Годовой membership — порядка 30 долларов. Музей мне показался интереснее Бостонского, ну очень много интерактивного. Входной билет имеет штрих-код, почти в каждой экспозиции, где можно что-то сделать, стоит сканер - и потом можно отсмотреть свои фото/результаты на своей веб-странице на сайте музея. Очень сильный упор на экономию энергии (первый электромобиль, принцип работы гибридного двигателя, конструирование ветряка и турбины для воды с целью получения максимального КПД). Есть зал Интернета — тоже всё с азов. Как раз готовилась выставка Леонардо да Винчи, которая должна была открыться через пару недель.

IMAX в музее самый большой из всех, которые я видел. Экран не прямой, а сферический — сверху загибается до головы, по бокам тоже обзор 180 градусов, кресло полулежачее. Вначале идёт короткая демонстрация — где какие колонки за экраном, как бахают, с подсветкой и цифрами. Фильмы только образовательные, от National Geographic, мы смотрели <Льюис и Кларк покоряют Америку>.

После обеда в японском ресторане меня забросили в рекомендованный накануне Иваном Joseph D. Grant County Park, где женщина на въезде дала карту маршрутов — и я чудесно прокатился по горам с видами на Lick Observatory (здесь — веб-камеры на ней). Маршрут был порядка 8 миль, температура под 40 (но влажность меньше чем у нас - и переносится полегче). Набор высоты за первые 2 мили — порядка 300 м, при езде вниз полуслики по пыли и камешкам местами держали слабовато.

Вечером отужинали в японском ресторане, где еду готовит шеф с жонглированием ножами и продуктами, и докупили подарков.



17-18-19-20 сентября. Сан-Франциско - Бостон - Франкфурт - Самара

В 11:48 я вылетел в Бостон, где приземлился в 20:26 (смена часовых поясов). 18 сентября я докупал сувениры, подчищал близрасположенные веломагазины Eastern Mountain Sports и World Sport. Ну и ещё раз догулял до StellaBella и оставил там ещё немного денег. Вечером вылетел во Франкфурт. USB-портов и розеток для заряда буков/сотовых, какие были в Бостоне, я не нашёл. Вайфай только платный, причём оплачивать надо картой в онлайне. Поскольку со всеми сборами и перелётами сон здорово сбился, то я с ужасом представлял, что же я буду делать 10 часов, где люди спят прямо на полу. Но немного погуляв — нашёл на 1 этаже, прямо возле подъезжающих с лётного поля автобусов, пару накопителей, откуда просят выйти только когда там объявляется посадка. Так что досмотрев спектакль <Квартета И>, положил рюкзак с электроникой под голову и замечательно продрых часа три.

В Самару прилетели в 5 утра и минут 30 ждали, пока неторопливая таможенница выяснит у стоявших в самом начале очереди китайцев, зачем они здесь. В конце концов начальнице, видимо, надоела беготня подчинённой в её кабинет, и она явила нам свой светлый лик. Что удивительно — не то, чтобы <никакого досмотра> — после взятия багажа _вообще_ никого не было.

В Самаре была уже суббота, Настя уехала к 8 утра на работу, я послонялся чуть по квартире и решил не ложиться спать, а ехать на дачу.

К тому времени за последние 2 суток я спал 3 часа (и полумедитация в самолётах, конечно, сыграла свою роль), и Настя с тёщей живописали мне кошмары обратной адаптации. На даче я делал что-то на улице, играл с дочерью и удивлялся, что не хочется спать. Но как только зашёл в дом — так что быстренько вышел обратно. Так и дотянул до вечера. Пару дней попросыпался в 4 утра, но почти сразу засыпал.



Попытка анализа

Кто дочитал до этого места — подойдите в деканат и получите 25 рублей. Последним разделом нашего отчёта будет не фактический, но аналитический — попытка свести в один список вещи, различия в которых между Америкой и Россией были наиболее заметны/интересны/достойны подражания. Сразу замечу, всё нижеприведённое следует оценивать с поправкой на то, что бОльшая часть нашего пребывания проходила в местах проживания среднего класса, так что остальные слои американской жизни всё ещё ждут своих исследователей. Опять же Кембридж — студенческое место (хотя мы и были там во время каникул, а студенты — люди продвинутые и спортивные).

Желающие могут попробовать проводить аналогии с Россией и оценить, когда у нас будет подобное и что мешает, кроме отсутствия желания жить достойно.


Самое главное и бросившееся в глаза — это восприятие другого человека априори как товарища, а не как врага, как у нас. Все эти непременные улыбки на улицах - может быть, они и не искренны (как в учении о 3 видах улыбок), но всяко лучше известной угрюмости и отворачивания.

Люди уважают других и уважают закон. Никто не считает себя лучше других и не считает себя вправе жить за счёт других, портя им жизнь. Никто не орёт под окнами до 4 утра. Никто не гоняет на машинах без глушителей по ночам. В пробках никто не шпарит по встречке/обочине, втискиваясь в поток и ухудшая пробку. Совершенно нет понтов машинами, одеждой, телефонами. Причём всё это — в крови, а не страх перед ответственностью.

Насколько скучны и надоедливы наши свадьбы с объездом всех традиционных мест и ужином в ресторане — настолько более интересны и разнообразны американские.

Оказалось, что традиционное "How are you" при встрече, над которым издевались Задорнов и в "Брат-2", даже не требует ответа "fine", достаточно так же сказать "How are you", а не начинать рассказывать, как у тебя дела — то бишь это полный аналог обычного hi. "Ты в порядке — увидимся позже", пришедшее из переводов видеофильмов и пропесоченное где-то у Крапивина, тоже просто фигуры речи, по крайней мере вторая из них.

Нет кстати и бродячих собак, ставших у нас в последнее время неотъемлемой частью каждого двора. Ощущение жизни на псарне ночью отсутствует.

После того, как я 2 недели не слышал русской речи — крайне неприятно было услышать во Франкфурте 50-летних русских мужиков, обсуждающих на мате, кто где как блевал, и увидеть малолеток с банками пива и опять же великим и могучим взрослым языком. Ностальгия почему-то резко приутихла.


Америка — страна автомобильная, по количеству автомобилей на душу населения мы начинаем догонять, но инфраструктура как была рассчитана на перевозки общественным транспортом, так и осталась.

Если говорить о городах. В Бостоне и в Нью-Йорке узкие (Уже, чем у нас) улочки — с односторонним движением (через одну), по обеим сторонам паркуются машины, посередине движется одна полоса. Направление движения обозначено даже на туристических картах. При подъезде к перекрёстку стоит знак <Стоп>, и водители останавливаются на нём даже в маленьких городах, где и днём-то движение микроскопическое, даже в 12 ночи.

В Калифорнии считается нормальным на новую машину не ставить передний номер — <с ним некрасиво>, это незаконно, но полиция на это закрывает глаза. На перекрёстках, бывает, стоят камеры — с очень хорошей разрешающей способностью, чтобы было видно лицо водителя, и он бы не говорил, что это не он был за рулём. Причём машина фотографируется одновременно и сзади — задний номер есть всегда. Штраф за то, что не остановился на знак <Стоп> (даже не проезд красного!) — 390 (триста девяносто) долларов, присылают фото — изволь оплатить.

Все водители очень боятся сбить пешехода, ибо страховая компания тогда устроит весёлую жизнь. В Нью-Йорке пешеходы ходят практически на красный, автомобили их пропускают. Много знаков (pedestrians).

На дорогах нет проверяющих аптечки и ловящих под свежеустановленными знаками гаишников. Вообще за месяц пребывания в Штатах я видел дорожную полицию при исполнении 2 раза — один раз на хайвее они с включенной люстрой стояли за остановленной ими машиной, второй раз — в Бостоне, когда на нашей маленькой улице ремонтировали асфальт, и полицейский регулировал движение. Но в случае аварии полиция приезжает максимум за 10 минут. Причём если авария небольшая — достаточно обменяться номерами страховых полисов, остальное — дело страховой компании.

Машин много — но очень много и парковок. Причём не в нашем понимании обнесённого забором куска земли с охранником на въезде — а многоэтажных с автоматизированной оплатой. В Нью-Йорке были замечены и более интересные варианты.

На Восточном побережье машины проходят техосмотр раз в год, на лобовое стекло клеится стикер цвета этого года и с большим номером месяца посередине, стикер сканируется и контролируется установленными на дорогах системами. Вопрос, сколько стоит купить ТО, был не понят.

Если говорить о хайвеях и фривеях - потрясающие мегаразвязки, где бетонные ленты в 3-4 этажа (въезд на них на Порше 311 на скорости 70 mph бодрит, да). Дорога ночью выглядит как новогодняя ёлка — всё что только можно — отражается в свете фар самыми разными цветами. Периодически стоят стационарные цифровые табло, которые при необходимости показывают необходимую информацию типа <через 20 миль пробка на 10 минут из-за аварии>, питание у них — от солнечных батарей. Иногда стоят такие же мобильные табло. Информация о следующем съезде с хайвея дублируется несколько раз по мере приближения к нему.

Границы дороги имеют такие прерывистые неглубокие углубления в асфальте, при наезде на которые колёса ну очень сильно гремят — сразу просыпаешься, если задремал.

Посередине дороги обычно конкретная непреодолимая разделительная, защищающая от лобовых столкновений.

При езде по дорогам в голове постоянно крутилось <ониии тууупыыыые> голосом известного сатирика на первом государственном телеканале. Действительно, зачем такой детальный подход для умных, каковыми мы себя считаем? Нам и одной полосы на М5 в каждую сторону достаточно.

Если хайвей идёт через небольшие городки — то во-первых, вдоль него стоят небольшие заборы, видимо отсекающие большинство шума. Во-вторых, все пересекающие его дороги сделаны в виде развязок — так что основной трафик идёт без остановок.

Цены на бензин, что удивительно, там такие же, как у нас — галлон (3.9 литра) регуляра (наш 92-й) стоил порядка 4 долларов — то есть доллар за литр, когда курс доллара был 24.5. Тем не менее, люди постоянно жалуются на дорогой бензин, отказываются от больших машин, БУшные джипы стоят недорого, люди пересаживаются на гибриды типа Toyota Prius (габаритами с короллу, но с расходом 5 л на сотню). Говорят, что за последний год пользоваться машинами стали на 20% меньше (при том, что средняя зарплата там раз в 5 выше, чем у нас). На машинах в салонах пишется средний расход и калькуляция годовых трат. В Калифорнии очень часто левая полоса дороги имеет на себе ромб, похожий на эмблему Renault — это означает, что по данной полосе имеет право ехать только машина с 2 и более пассажирами, снижение загрязнение окружающей среды. В час пик полоса движется реально быстрее. Это было сделано с целью стимулировать меньшее использование машин. Но после выхода Приуса разрешить ездить по этой полосе на приусе, в котором сидит только водитель — ибо у приуса малый расход. И как сказал Иван — <у меня ощущение, что Калифорния скупила 90% всех приусов>. Причём они продаются чуть ли не ниже себестоимости.

95% выпускаемых машин имеет коробку-автомат, механику сложно купить, тот же Prius вообще не имеет версии на механике.

Прокат Chevrolet Aveo, седан средней комплектации с автоматом на 6 дней — $200 + страховка $70.

За всё время пребывания в Штатах я ни разу не видел битую машину.

По общественному транспорту в Калифорнии — остановки и автобусы я видел, но автобусы ходят крайне редко и почти всегда пустые.


По образу жизни и здоровью нации. Очень мало кто курит. Пьяных и просто нетрезвых на улицах нет, на свадьбе никто не нажрался. Что интересно — бар на свадьбе работал только 4 часа (есть какой-то закон) — час во время cocktail-party и 3 часа после начала танцев, в остальное время наливали только соки и делали безалкогольные коктейли.

Толстых, засильем которых в США постоянно пугают, особо не замечено, первый раз реально толстых мы увидели только в Нью-Йорке. Говорят, что толстые — это обычно бедные, которые толстеют от фастфуда и дешёвой еды. В магазинах есть <органическая еда> (на ней прям так и пишется) — не генномодифицированная и выращенная без применения химикатов, люди стараются покупать её. Хлеб, который часто ругают, очень вкусный. Вообще люди едят раза в полтора меньше, чем мы, хотя в ресторане могут легко съесть в полтора раза больше, чем мы. Дома обычно едят мясо и припущенные овощи. Картошку в супы-пюре и в рагу не чистят. Намного больше едят холодного (кроме более-менее привычных мюслей на завтрак, весь обед может быть холодным), добавляют лёд куда только можно и не напрягаются подогревать доставаемое из холодильника для детей, и ведь нет никаких ангин!

Очень много ресторанчиков самых разных кухонь. Ужинать в ресторане — в порядке вещей. На вопросы, в каком ресторане мы обычно питаемся в Самаре, ответить было сложно. Японские и вьетнамские рестораны содержат китайцы, китайские — мексиканцы, мексиканские — что удивительно — тоже мексиканцы.

Очень много людей следит за собой и занимается спортом. На улицах масса велосипедов, толпы людей на Канале в Кейп-Коде и на велодорожке на бывшей железной дороге, в 6 утра на Charles River в Бостоне уже много бегающих.

Очень развита туристическая и спортивная инфраструктура. На велодорожках асфальт высочайшего качества, туалеты, разметка, информационные щиты. У всех парков, даже самых маленьких, свои сайты, в парках дают схему троп, все они на перекрёстках размечены с указанием расстояния до следующего перекрёстка. Масса велопарковок в городах. Велодорожки. И всё — бесплатно.

В Бостоне возле одного из перекрёстков неожиданно наткнулся на баскетбольную площадку с покрытием высочайшего качества, огорожена сеткой высотой метров 5. Рядом детская площадка. Думаю, у нас на этом месте давно бы воткнули дом, невзирая на любые протесты и суды. Вообще таких уголков — с зеленью, фонтаном, лавочками — достаточно много. Я прям чувствовал алчные взгляды российских застройщиков.


Окружающая среда и её охрана. На улицах обычно урны с несколькими отделениями — стекло, бумага и т.д. Дома мусор сразу разделяется на 2 группы — перерабатываемый и неперерабатываемый. Стараются не использовать полиэтиленовые пакеты — вместо них большие коричневые бумажные, которые опять же подлежат переработке. Но при всём этом просто невероятное количество одноразовой посуды остаётся после каждого обеда, поляроидные очки в аймаксе после одного сеанса идут в мусор. Спросил, почему так — "дешевле выбросить/переработать, чем заплатить за труд отмывания". Про чистоту везде говорить, наверное, не стоит. На одном хайвее видел, как группа людей очищает боковые склоны от листьев/травы/мусора — это местные 15/30-суточники. У нас этот пережиток социализма был, видимо, успешно забыт — в России вообще и в Самаре в частности и без этого везде идеальная чистота. Особый упор на экологию — в Калифорнии, где губернаторствует Терминатор (интересно, кстати, слышать его голос по радио) — только в этом штате с каждого товара платится налог порядка 7.25% на переработку.

Нет жуткой мазни на стенах, которая в последнее время на любом месте, которое вчера было покрашено. Разве что в одном переулке видел картину Шагала.

В городах совершенно нет пыли и грязи. Опять же прежняя пропаганда постоянно чмырила американцев за то, что не снимают уличную обувь в квартире и ложатся в ней на кровать. Но там это реально не нужно. В городах нет открытой земли (всё или под асфальтом/камнем, или под газоном). Нет как у нас бордюров вдоль дорог, с другой стороны которых земля непонятно зачем досыпается вровень с ними и во время додля течёт на дорогу, образуя сначала грязь, потом пыль. Машины во время дождя грязью не покрываются. Со строек куски грязи не таскают. Даже огромные трейлеры не чадят как паровозы.

Газоны из такой травы, которая просто предназначена для хождения и лежания, она полностью покрывает землю. Никаких классических табличек "по газонам не ходить".

В Бостоне и Нью-Йорке на каждом доме, даже старом — выводы труб для пожарных шлангов, рядом с домами — пожарные колонки, гайки для открывания — пятигранные. Почти возле каждого дома — место для подъезда пожарной машины, на котором никто не паркуется даже в самое загруженное время, ибо запрещено.


Интернет. Им пользуются все. 70-летние люди активно пользуются электронной почтой и переводят деловое общение на Skype. Общаются по скайпу с родственниками и звонят с него по межгороду. Исключительно развита интернет-торговля, обычные магазины превращаются в место выбора, но не покупки — цены в них обычно <рекомендованные производителем> и брать имеет смысл только на распродаже — в то время как найти распродажу в Инете можно почти всегда, почти каждый сайт предлагает купоны и бесплатную доставку при закупке на большую сумму. Интернет по wi-fi в каждом доме, даже на даче — ну очень удобно. Фотоаппарат Canon мы там взяли за 305 долларов (в Самаре в это время он был 11.900). Контактную велообувь для Насти мы также повыбирали в магазинах, потом взяли на четверть дешевле в инет-магазине REI. Очень развит eBay — но в нём важную роль играет доверие.


Ну и напоследок — отрывочные наблюдения, не удостоенные отдельных разделов.

Я спросил, как выглядит трата денег средним американцем. Получил ответ: после 30 лет 60% зарплаты — кредит за квартиру, 20% — кредит за машину, на остальное живут. Поскольку страна любит кредиты, то все очень боятся испортить свою кредитную историю. Вспоминая бензин по 4 доллара за галлон - деньги они, действительно, считают по-другому. Крайне мало наличности.

Несколько раз заметил за собой, что путаю языки — говорил с Артуром по-русски, с Полиной — по-английски — и удивлялся, что не понимают. Проходило сразу, но очень интересно.

Бытовуха. Простите за интимную подробность — унитазы. Похожи на наши с наклонной задней стенкой, но в дежурном состоянии наполовину заполнены водой. При сливе вода с дикой скоростью закручивается в спираль (идут струи сверху по кругу и мощная струя в самом низу), унитаз опустошается и наполняется заново.
Смеситель в душе везде не имеет регулировки напора — только температуры.

Бабушки и дедушки не нянчатся с внуками. Родители Артура очень удивлялись, как мы можем оставлять Полину бабушке на целый день. По словам Кати, они могут проводить с внуками не больше дня в году. Они, правда, оба работают — но все пожилые люди живут своей жизнью.

Один из пожилых гостей, даже не говорящий по-русски, очень поразил знанием нашей истории и упоминанием в бесеже эпизодов книги Гроссмана "Жизнь и судьба".

В Кембридже у соседей были проблемы с водопроводом — так приехали, раскопали, починили, закопали и заасфальтировали обратно за один день.

По афроамериканцам сиречь неграм. В Кейп-Коде и Джексоне их не было замечено вовсе. В Кембридже чернокожих студенческого вида можно было пересчитать по пальцам одной руки. Зато в качестве контраста видели классическую троицу негров в одежде на несколько размеров больше, один мегатолстый, у второго дуром орущий магнитофон на плече - и орут под музыку так, что слышно ну очень далеко. Мы ехали с ними в метро, потом шли несколько кварталов. Они зашли в магазин, где мы покупали зарядное устройство для аккумуляторов — и тёмнокожая продавщица потихоньку пробурчала в их сторону "just fuck out".

По словам Кати, нормальным обеспеченным девушкам в США трудно найти вторую половину.

Во многих музеях всех фотографируют на входе, на выходе предлагают купить фотки за $18-20 — как минимум показывают фото на дисплее, как максимум — дают посмотреть уже напечатанные фотографии. Так было в Empire State Building (фоткают на фоне зелёного задника, потом делают монтаж), музее Believe it or not (фото с восковой фигурой мужика, закрывшего нижней губой нос), на американских горках в StoryLand'е (на самом большом спуске). Может, фотографирование удачно совмещают с базой данных посетителей.

Ни в одном музее не было аудиогидов на русском языке.