Велоотчеты 2011. По следам Большой Грязи

Опубликовано: 2015-02-28 04:12:21

Появилось свободное время, и я решил описать одну из своих осенних трейловых покатушек. Уже какую неделю шли дожди, никакой возможности выбраться куда-либо помимо ближайшего леса не было. Можно было бы проехаться и под дождем, но опыта шестичасовой поездки под ливнем в этом сезоне мне хватило, чтобы отбить всякое желание повторить это мокрое безумство. Неожиданно за пару дней тучи покинули пределы нашей области. Может быть им надоело столько времени висеть на одном месте или, что более вероятно, они решили что достаточно напакостили здесь и пора осчастливить еще кого-нибудь. Так или иначе, ближайшие выходные пообещали погоду без осадков, а пара погожих дней дарила надежду что грязь немножко подсохнет.

Готовя велосипед к походу, я обнаружил что фланец передней втулки лопнул, и одна спица болталась в воздухе. То, что меня подвела еще одна втулка DT Swiss, не стало для меня большой неожиданностью. Рассудив, что одной спицей больше-одной меньше погоды не делает, заплел болтающийся конец среди других спиц. Взял с собой дождевик, фонарик, обед. Можно сказать что к походу готов.

Целью своей поездки я решил выбрать Заусолье. Как ни странно, нашлись желающие составить мне компанию. Это Александр (Галактионов) и Артем (MarinHill).

На пароме оказалось холоднее чем в городе, и помимо теплых вещей мы нацепили кто что мог, чтобы защититься от ветра.

В небе над городом заметили НЛО. Сначала думали это зонд или воздушные шарики, но объект вращался в совершенно немыслимых позициях.

Поперечным курсом к нашему парому прошла в паре сотен метров огромная баржа. Часть из огромного роя чаек, что следовала за ней, решила отделиться, и поискать лучшей доли на нашем пароме. Паромовские чайки от этого были похоже не в восторге – одна даже двинула новую товарку клювом по голове, когда та налетела на нее снизу.

Выкатывающееся из-за гор по-летнему яркое солнце изрядно поднимало настроение Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Тютчев)

Покинув в Усолье паром, мы стали по асфальту неспешно разминать наши затекшие конечности. Выкатившись из поселка, мы, не доезжая до кольца, свернули на грунт – прямо в «рисовые поля».

Как и ожидалось, Ральф в таких условиях показал себя не более чем шероховатым сликом, но мне хватало. Широко разливающиеся лужи преодолевали вброд. Там где был шанс завязнуть, объезжали через березки, по пояс в траве.

Достигнув перекрестка, повернули на север. Обнаруженные нами около дороги почерневшие подсолнухи, как ни странно оказались вполне ничего, с крупными семечками.

Далее дорога превратилась в жидкий земляной фарш, пронзаемый канавками ливневых ручьев. Двигались по травянистой обочине, хотя и здесь колеса ухитрялись подвязнуть время от времени.

Иногда делали остановку. Санек доставал ножичек, срезал веточку и уже ею счищал грязь с боковин колес.

Как оказалось, и сильно влево принимать было нельзя, можно было влететь в скрытую в траве канаву, в которой практически полностью умещалось колесо

Добрались до Ольгино. Твердым грунтом здесь и не пахло. То же самое что и в полях, только раскатанное. Как они вообще здесь перемещаются? Подсыпали б хоть песочку, щебеночки. Выбравшись на асфальт, проехались пару километров в сторону Тайдаково и снова свернули на грунт. Здесь нас ждал первый брод.

С наскоку его было не взять. Я побродил вдоль русла ручья – дальше только еще шире. Нашел камень побольше, а Артем кинул его на середину.

Опираясь на скользящий по дну велосипед, нам таки удалось перескочить не замочив ноги (что было бы совсем нежелательно, учитывая что уже давно не июль месяц).

Дальше покатили в горку. Дорога была размыта нехилыми ливнями, похоже бушевавшими тут накануне.

С холма открывался прекрасный вид на тот самый асфальтовый поворот к Тайдаково.

Дальше дорога вела нас на восток, к очередному заливу.

Хоть катились под уклон, плотная грязь на заднем колесе хорошо тормозила. Санек же заявил, что у него тормозит и переднее колесо. Причиной, как оказалось, была покрышка 2.25, что с вилкой оставляла очень маленький зазор. Санек уже не заморачивался с веточками. Своим ножом он толстыми ломтями кромсал грязь как колбасу. Еще моим товарищам приходилось постоянно вычищать свои Шимовские контактные педали. Что-ж, от них никто и не ожидал грязеустойчивости (я педали имею в виду ).

Дорога привела нас к уютному заливчику с каменистым пляжем. Было заметно, что это место пользуется популярностью у любителей уединенного отдыха.

Мы же отправились вдоль залива на север, по грунтовке. Местами дорога превращалась просто в болото, и приходилось ехать прямо по полю.

Однажды дорога завела нас вообще в труднопроходимые прибрежные дебри.

Думали уж, что придется объезжать по верху. Но тут обнаружился незаметный поворот на отличную дорогу по самой кромке берега.

Залив превратился в речку, и мы решили форсировать ее вброд. Артем решил сделать это с разгону. То, что топкий берег не способствовал этому маневру его не смущало. Он почти преодолел ручей, но у самого берега оступился и замочил ногу.

Мы же с Александром выбрали для перехода место ниже по течению. С велосипедами на плечах, с крутого берега спрыгнули прямо на галечный островок посреди ручья.

Так как противоположный берег был топкий, нам пришлось сильно постараться чтобы не потерять равновесие.

В чистой и быстрой воде ручья я обнаружил охотящуюся мидию. К сожалению, к моменту фотографирования, она уже спрятала свой длинный 3-х сантиметровый язык.

Наш заядлый аквариумист Саша, сразу решил посадить этого «зверя» в свой домашний аквариум. Вставал вопрос как довести ее до дома. Выход был один – поместить ее в бутылку! Санек двумя пальчиками примерил ее к бутылке – не влазит.

Со словами «-Смотри как надо!» , я хватаю бутылку и, приложив некоторое усилие, пропихиваю зверюгу внутрь. Санек растерянно взял бутылку, поболтал ею, послушав как узница бьется о стенки, и спросил «-А как я ее доставать то буду?» Я его успокоил: «-Думаю это не проблема, друг, уверен у тебя получится!».

Дальше поднимаемся вверх по склону, речка вьется где-то вдали.

Взобравшись по склону, дорог не обнаружили. Сказав, что хватит филонить, я встегиваюсь, и качу к ближайшему лесу, товарищи следуют за мной.

Наш путь к лесу неожиданно пересекает глубокий овраг. С сосенки, что росла на его дне, срываются две огромные совы и, не выныривая из оврага, планируют по нему куда-то вниз.

Чтобы не форсировать нехилые склоны, объезжаем овраг. У самого леса Артем натыкается на скрытую в траве канаву.

Отправленный в лес разведчик не находит в нем ни намека на дорогу. Катим вдоль леса и, наткнувшись на грунтовку, поворачиваем на юг.

Дорога идет под наклон и вбегает в лес.

Прыгая по оголенным камням, и вписываясь в повороты, мы на хорошей скорости сквозь лес вылетаем к воде. И оказываемся на берегу еще одной речушки, впадающей в Волгу.

Весь берег покрыт живописным трехмерным узором. Что это такое не скажу – сами догадаетесь

Иду на разведку - речушка оказывается не маленькой, и с приличным течением.

Срезая обратный путь через кусты, натыкаюсь на гнездо и толпу 3-х сантиметровых шершней. Стараясь не дышать и бочком-бочком выбираюсь оттуда. Сходили с парнями по грибы – судя по утолщению на корневище – это гриб должен обладать интересными свойствами. Только бы с дозировкой не напортачить… Один грамм гриба на стакан спиртовой настойки… ээх, хорошо погулять можно

Дорога дальше не шла, перебраться через речку мы не могли, так что пришлось нам возвращаться назад, медленно вкручивая там, где до этого беззаботно летели. Дальше петляли по полям и подлескам, стараясь придерживаться выбранного направления.

Заросшие травой дороги нам нравились больше чем «накатанные»

Тем более что около Деревни дорога видимо являлась автострадой для местных тракторов

Набрав в Климовке воды из колонки, покатили дальше. Встретился интересный горный хребет, тянущийся к самой Волге (его высоту можно оценить по расстоянию до воды). Издалека была видна только верхушка гор. Попытавшись спуститься, мы увидели что путь нам преграждает овраг, дно которого находилось на уровне воды. И если спуститься в него можно было, цепляясь за деревья, то вылезти на другую сторону без спец. снаряжения было невозможно.

И мы отправились вдоль оврага на запад, ища место где его можно будет преодолеть.

Вскоре обычная грунтовка превратилась в изрытую коровьими копытами трясодушку. Кляня тупых жвачных, мы продолжили наш путь. Внезапно следы копыт, отпечатанные в грязи, свернули с дороги в овраг. Мы подумали, что коровы может и тупые, но не настолько, чтобы подобно стайке леммингов бездумно сигать с обрыва. И мы отправились по их следам.

Коровы явно в предках имели горных козлов, так как тропка велась по крутому склону оврага, увитому вспучивающимися корнями.

А потом увидели и цель коровьева паломничества – маленький прозрачный ручеек, бегущий по дну оврага.

Здесь я обнаружил и пополнение для аквариума Санька – лягушку с редкой окраской… (но он заявил что превращать аквариум в террариум не собирается) Реже зеленой полосы только совсем уж редкие оранжевые лягушки.

И Водяного скорпиона. Этот ему понравился. Правда я задал Саньку вопрос: «-Неоны у тебя в аквариуме есть?» «-Да»,ответил он. «-Тогда считай что уже нет» - обрадовал я его. «-Вот прожора! А как я его повезу, в одной бутылке с перловицей?» «-Ну, в крайнем случае, она пообедает»

Когда же нам пришлось преодолевать противоположный склон оврага, мы поняли, что наши предположения о родственных связях местных буренок и горных козлов явно ошибочны. Горные бараны. Очень горные. Но нам пришлось последовать по их пути.

Когда наконец выбрались на травку, то сразу повалились на траву и решили устроить привал. Я сразу увидел рядом с собой паука довольно-таки интересной раскраски. Судя по расцветке, он должен быть ядовит. Но на мой палец не бросался, значит в себе был неуверен.

С другой стороны полоски у него были не продольные черно-желтые, а поперечные желто-белые.

Парни моего энтузиазма не разделили, а предпочли для отдыха отползти подальше от этого места.Артем сказал: «-Да они в принципе не должны встречаться толпами, так что мы вряд ли встретим еще одного».Оглянувшись внимательнее, я нашел опровержение его словам. Еще один экземпляр, причем я застал его в интересный момент, когда тот двигался к своему «холодильнику» чтобы подкрепиться. В роли холодильника выступали укутанная в паутину гусеница.

Оставив натуралистические изыскания, мы разместились на вполне подходящим для привала дереве.

Санек, как опытный велотурист, показал нам как вскрывать консервную банку обычной железной веломонтажкой.

После привала мы решили что пора двигаться к парому. Завтра на работу и опаздывать на него не входило в наши планы.

Ехать пришлось по лугам, наводненных молоденькими шампиньонами.

Наконец встретилась первая грунтовка и дело пошло легче. Правда при условии, что по ней можно двигаться краем.

О благословенный асфальт! Посмотрите на эти грязные и счастливые лица.

Все ожидали что асфальт будет тянуться до самого парома.

Но не тут то было. Заявив, что мы идем с опережением графика, я опять утянул вех на грунт. Так сказать, чтоб «срезать». Исчезающая тропка привела нас в овраг.

Судя по примятой и измазанной грязью траве, тут пробегала толпа каких-то животных (предположительно коров). Но каким образом выжил этот одинокий репейник посреди вытоптанной просеки? (Священный коровий репейник?)

Хлюпая невидимой в траве водой, мы вполне успешно катили себе по дну оврага. Но тут кто-то (сейчас уже не вспомню кто) предложил и настоял на том, чтобы выбраться из него.

Посмотрите на нас! Какое чистое и ничем незамутненное счастье. Ну прям, первые космонавты на Марсе. Как же еще – выбрались из сырого оврага, да вроде как и подобие колеи проглядывается. Кто же знал тогда, во что это выльется. О, как молоды и наивны мы были…

А вот и расплата – колея, как и проезжабельная трава исчезла под распаханным полем. На сырой пашне мы увидели следы забредшей сюда буренки. Её засасывало в пашню, но она отчаянно боролась за жизнь.

Борясь с грязью, мы увидели тоненькую полосочку нанесенного дождем песка. По ней мы и решили отправиться к далекому асфальту. Действительно, засасывало меньше, и удавалось вполне спокойно катить.

Прокладывая путь в поля я обнадеживал всех:"-Осталось совсем чуть-чуть. Гы-гы-гы (злорадный смех за кадром) Санек спрашивал с надеждой:"-А может все-таки вдоль кромочки леса, надежней?". "-Нет"обрывал я его надежды,"-Только вперед".

Все, вот и грунтовка, а там и асфальт недалеко.

Раскатившись по асфальту, мы радостно слушали тяжелое гудение кусков грязи, что срывались с колес, и неторопливо улетали вдаль…. Вот в принципе и все. К парому мы все равно успели с большим запасом. Заехали в магазин, купили провианта, коий успешно и истребили дожидаясь парома. Очередь машин была просто гигантская, но паромщик через мегафон предупредил что через 15 минут ожидается еще один паром, который и заберет оставшихся. Но все равно, водитель на котором закончилась погрузка машин, обложил паромщика отборным матом, таким образом, видимо, тщетно пытаясь уговорить того взять на борт еще одну машину. Но капитан парома был глух к его словам, ответив водителю, что мол просьбы в таком стиле тот пусть высказывает своей супруге на брачном ложе.

Вот теперь точно все. До дома добрался через ночной лес быстро, треснувшая втулка тоже не подвела.

Послесловие, подводя итоги: до обеда трава была сырая. Рулить приходилось много. По заболоченой траве скорость была 8-9 км/ч, по хлюпающей грунтовке 12, по коровьим тропам 10, по пашне 7-9. Там где в пашню засасывало коров, шли пешком 4-5. Общая средняя около 13.

А обсудить отчет можно здесь