Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Электронные карты, GPS-навигация, проект "Навигатор"
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-09 18:17

Да, с ложными аэродромами, похоже, ложная версия.
Действительно, сохраниться за 66 лет ложному аэродрому значительно сложнее, чем действительному и эксплуатировавшемуся.
К тому же ложные аэродромы логичней было строить в зоне боевых действий.
Хотя аэродромов в годы войны строили очень много:
Тыл Советских Военно-Воздушных сил в годы Великой Отечественной войны писал(а):В Военно-воздушных силах основными производственными единицами по подготовке аэродромов были отдельные инженерно-аэродромные батальоны и аэродромно-технические роты. За годы войны ими было построено и восстановлено около 6 тысяч аэродромов на территории действующих фронтов, а с учетом Дальнего Востока и ВВС военных округов более 8,5 тысяч.

Одновременно с подготовкой летных полей было построено около 40 тысяч земляных обвалований для самолетов, более 7 тысяч командных пунктов, свыше 30 тысяч землянок, около 3 тысяч складов и других объектов.

Большая работа проводилась по маскировке базирования авиации за счет проведения мероприятий по маскировке объектов на действующих аэродромах и особенно за счет создания [136] широкой сети ложных аэродромов. Об эффективности этих мероприятий свидетельствуют следующие примеры:

— в 1943 году противником было произведено свыше 60 процентов ударов по ложным аэродромам 16-й воздушной армии, что дало возможность значительно снизить потери наших самолетов на земле;

— к началу Львовско-Сандомирской операции во 2-й воздушной армии было подготовлено 33 ложных аэродрома, в том числе девять ночных. Благодаря мероприятиям по оперативной маскировке, проведенным в этом объединении, противник не смог вскрыть подлинной группировки нашей авиации. В июне и первой половине июля 1944 года фашистская авиация совершила 87 процентов налетов на ложные аэродромы этой армии и только 13 процентов на действующие.
Аэродром мог быть построен с использованием упрощенных аэродромных покрытий:
Упрощенные аэродромные покрытия писал(а):На основании научных исследований, выполненных коллективами ученых в научно-исследовательских организациях и высших учебных заведениях по проблеме проектирования и строительства упрощенных аэродромных покрытий, были разработаны необходимые нормативные документы.
В довоенный период большой вклад в формирование представлений о работе упрощенных покрытий внесли исследования Н.Н. Иванова, А.В. Макарова, Н.В. Орнатского, А.Я. Тулаева, В.Ф. Бабкова, А.А. Гербурт-Гейбовича, Г.Л. Ду-кельского, В.И. Дубровина, В.Г. Волкова и др. Ими были выполнены оригинальные работы в областях: укрепления грунтов органическими вяжущими; биологического воздействия на грунт; воздействия на грунт высоких температур (обжиг); процессов влагопереноса и фильтрации в основаниях покрытий; напряженно-деформированного состояния покрытий; проходимости колес по грунтовым поверхностям; методов расчета прочности и несущей способности покрытий; составов смесей упрощенных покрытий, методов их подбора и способов создания и др.
Опираясь на их исследования, к началу Великой Отечественной войны проектные, строительные и военные специализированные организации уже умели строить, эксплуатировать и восстанавливать аэродромы с упрощенными покрытиями.
В ходе военных операций упрощенные покрытия из-за относительно большой трудоемкости их эксплуатационного содержания (заделка колей, выбоин и т.п.) строились на ограниченном количестве фронтовых аэродромов, что, однако, вместе с грунтовыми аэродромами обеспечивало минимально необходимую работу фронтовой авиации в периоды распутиц. Отметим только, что все без исключения упрощенные ВПП требовали постоянного внимания в период их эксплуатации — своевременной и тщательной заделки образующихся колей от колес самолетов, отдельных просадок покрытия (вследствие чего на поверхности УВПП образовывались "блюдца", в которых скапливалась вода). Поэтому на аэродроме приходилось держать специальную команду, которая оперативно восстанавливала поврежденную ВПП.
Во время Великой Отечественной войны строили ВПП с применением деревянных покрытий, что являлось новинкой, которую реализовали на фронтах военные инженеры-аэродромщики. Это были покрытия из сплошного дощатого настила по лежням или решетчатого типа с использованием засыпки из местного материала.
На одном из объектов Карельского фронта была построена деревянная ВПП, которая представляла собой сплошную плиту из брусов 6x8 см, уложенных непосредственно на песчаное основание вплотную один к другому.
При этом результаты воздействия на грунт могут сохрарняться десятилетиями, что мы и имеем.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 928
Зарегистрирован: 2005-мар-22 21:14
Байк: Merida One-Twenty
Реальное имя: Женёк
Стиль катания: Кросс-кантри, Эндуро
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение ЖенDOS » 2009-апр-10 09:54

49°55'35.00"E 53°20'19.49"N А здесь мнверное траву выращивают
_________________
Изображение
Спорщик 80 lvl

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-10 10:00

ЖенDOS писал(а):49°55'35.00"E 53°20'19.49"N А здесь мнверное траву выращивают
Ага.
И спутник ее тоже курит - потому как снег лежит - а трава зеленая :ROFL:
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-13 15:41

Новые данные -
wikipedia писал(а):Кряж — военный аэродром на юго-западной окраине г.Самара. Расположен в Куйбышевском районе города, в 2.5 км к юго-востоку от железнодорожной станции Кряж.

Аэродром существует с 1930-х годов. В годы Великой Отечественной войны являлся одним из аэродромов 1-й запасной авиабригады ВВС РККА.

В 1960-е годы аэродром (здесь тогда базировались транспортные самолёты Ил-14) привлекался к участию в поисково-спасательном обеспечении посадок первых советских космонавтов (которые производились в Среднем Поволжье).

В 1970—1990-х годах на аэродроме базировался отдельный смешанный авиаполк (войсковая часть 40812), на вооружении которого состояли самолёты Ан-24, Ан-26, Ту-134, вертолёты Ми-8. В 1998 году полк расформирован.
Кряжский аэродром из списка баз 141 авиадивизии ПВО вычеркнут.
wikipedia писал(а):Бобровка — военный аэродром в Кинельском районе Самарской области. Расположен на окраине одноимённого села, в 25 км юго-восточнее города Самара.

Аэродром существует с 1930-х годов. В годы Великой Отечественной войны являлся одним из аэродромов 1-й запасной авиабригады ВВС РККА.

В 1960—1980-х годах на аэродроме размещались:

2179-я база резерва самолётов (109 Су-15, 26 МиГ-23) [1] — расформирована в начале 1990-х;
683-й истребительный авиаполк (самолёты МиГ-23П) [2] - расформирован в 1998.
Если верить Википедии, то и Бобровка - не база 141 авиадивизии ПВО.

Так что шансы нашего "заброшенного" повышаются на пару пунктов :-) .


Появились сведения о еще одном "заброшенном" аэродроме:
http://beta-maps.yandex.ru/?ll=50.16874 ... 4696&l=sat

Полоса, конечно, коротковата - всего около 600 метров, но для По-2 вполне достаточная.

Аэродром, если это он, скорее всего принадлежал авиазаводу N 2 (СНТК им. Кузнецова в дальнейшем):
ПРИКАЗ МИНИСТРА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР N 228 сс писал(а):Сов. секретно

ПРИКАЗ МИНИСТРА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР N 228 сс

19 апреля 1946 г

...

Обязать Министерство авиационной промышленности (т.т. Хруничева и Лукина) в течение октября 1946 года перевезти в Советский Союз:
...
на завод N 145 в пос. Красная Глинка Куйбышевскойобласти:
ОКБ по двигателям из г. Дессау
инженеров и конструкторов - 250 человек
рабочих - 240 человек
ОКБ по двигателям из г. Унзебург
инженеров и конструкторов - 150 человек
рабочих - 200 человек

...

Завод N 145 (Красная Глинка, Куйбышевской области) переименовать в опытный завод по разработке и производству опытных реактивных двигателей. Директором завода N 2 утвердить т. Олехновича Н.М. Организовать на заводе N 2 следующие два конструкторских бюро из немецких специалистов:
ПО ГАЗОВЫМ ТУРБИНАМ ТИПА ЮНКЕРС - главный конструктор доктор Шайбе;
ПО ГАЗОВЫМ ТУРБИНАМ ТИПА БМВ - главный конструктор доктор Перстель.
Оба конструкторских бюро подчинить директору завода N2.
Правда, есть и другая, более прозаическая, версия назначения данного сооружения:
Жигулёвская кругосветка писал(а):А далее курс вашего корабля или лодки слегка отклонится от юга к юго-востоку и удалится от коренного берега. В этом месте начинается Подгорская пойма, а по левую сторону - достаточно крупный остров Зелененький. В целях освоения района поймы (сенокосные угодья, рыборазведение), в начале 1940-х годов в ней были созданы озера путем перегораживания русел стариц плотинами.

P.S.
Кого заинтересовала история отечественной реактивной авиации и ее связь с немецкими разработками - можно почитать вкратце тут и тут.

Кого интересуют бОльшие подробности - тут можно нарыть еще море документов.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Сообщения: 1
Зарегистрирован: 2009-май-02 10:20
Байк: merida k8
Реальное имя: Артем
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение sairon » 2009-май-02 13:42

давайте в следующие выходные туда соберемся...(9-10 мая)

Сообщения: 57
Зарегистрирован: 2007-мар-03 08:22
Байк: Univega Rover 360
Реальное имя: Дмитрий
Стиль катания: Как получится
Способ связи: 89272018244
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение Бэнкэй » 2009-май-02 16:05

Скорее всего это запасная полоса для аэродрома в Рождественно, на случай повреждения основной полосы.В Бобровке есть подобная полоса.Строилась, как правило, в стороне от основного аэродрома.

Аватара пользователя
Сообщения: 646
Зарегистрирован: 2007-май-21 16:08
Байк: Merida Mission Custom
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: КК_
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение CABAPOH » 2009-июн-15 15:03

Это просто поле, заросшее тарвой по пояс по краям, земляникой посередине + норки сусликов и неезженной дорогой вдоль правой кромки, сооружений никаких нет, перепад высот порядка 150 метров на одном и другом конце.
Туда ведёт 2 дороги (координаты и фотографии выложу), по заросшей вхлам репейником дороге и изрезанную ручьём можно поднятся на гору и уйти в сторону (предположительно) ёлгушей или лыжни политехников.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-июн-15 15:13

А как, по-вашему, должна выглядеть взлетная полоса, не эксплуатировавшаяся лет 60-70?
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 646
Зарегистрирован: 2007-май-21 16:08
Байк: Merida Mission Custom
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: КК_
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение CABAPOH » 2009-июн-15 15:19

Как бы она не выглядела, интересного там ничего нет. На спутнике чётко видно, на практике не ощущается (как говорится "большее лучше видно из далека"). Как попрохладней будет, можно сгонять туда ещё раз. Наверняка на поле выходят ещё дороги сверху.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-июн-15 16:04

Сгоняй, если не был, на Сидоровы Горы - там еще в 60-х была даже школа, сейчас - только поляна, мало отличающаяся от других таких же - не зная, что был поселок, можно спокойно мимо проехать.
Опять же - если не был - то рекомендую еще Ош-Пандо-Нерь и Исторический вал.
Эти сооружения позволяют примерно представить воздействие природы на дело рук человеческих (гораздо более масштабные сооружения, чем грунтовая ВПП).

В том, что следов на поверхности почти нет - я был уверен ;)
Интересуют малозаметные следы зданий, сооружений вверху поляны (заплывшие следы фундамента, осколки кирпича, бурьян и т.д.), сама полоса (по растительности может отличаться от окружающего рельефа).

Поскольку весной у меня не сложилось - придется ждать осени.
Летом растительность не позволяет увидеть даже вполне себе очевидные вещи.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 646
Зарегистрирован: 2007-май-21 16:08
Байк: Merida Mission Custom
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: КК_
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение CABAPOH » 2009-июн-15 16:11

Honzales писал(а):Эти сооружения позволяют примерно представить воздействие природы на дело рук человеческих (гораздо более масштабные сооружения, чем грунтовая ВПП).
В нижегородском кремле был? Там есть кусочек стены который специально не реставрируют.

Сообщения: 61
Зарегистрирован: 2008-июн-16 16:51

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение santakruz » 2009-июн-15 16:26

Honzales писал(а):Опять же - если не был - то рекомендую еще Ош-Пандо-Нерь и Исторический вал.
Эти сооружения позволяют примерно представить воздействие природы на дело рук человеческих (гораздо более масштабные сооружения, чем грунтовая ВПП).
А что там с Ош-Пандо-Нерь? Видел там вход какой то...

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-июн-15 16:42

IgorianSMT писал(а):
Honzales писал(а):Эти сооружения позволяют примерно представить воздействие природы на дело рук человеческих (гораздо более масштабные сооружения, чем грунтовая ВПП).
В нижегородском кремле был? Там есть кусочек стены который специально не реставрируют.
Эк сравнил ;)
Был, видел.

Даже такие колоссальные сооружения, как Сфинкс, Троя или канал Ксеркса были погребены под многометровым слоем грунта.

Вот, например, старая фотография Большого Сфинкса:
Изображение

Фото 1858 года:
Изображение

Видно, что и пирамида сильно засыпана песком. Настолько, что там оказалась погребена нехилых размеров лодка фараона :)
santakruz писал(а):А что там с Ош-Пандо-Нерь? Видел там вход какой то...
Самое интересное там - на горе.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 646
Зарегистрирован: 2007-май-21 16:08
Байк: Merida Mission Custom
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: КК_
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение CABAPOH » 2009-июн-16 19:01

N53`19.723` E50`02.457`.jpg

Изображение

Сообщения: 61
Зарегистрирован: 2008-июн-16 16:51

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение santakruz » 2009-июн-17 13:57

Honzales писал(а):Самое интересное там - на горе.
Таки заросло-засыпало однако, или я не прав?

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-июн-18 18:51

santakruz писал(а):Таки заросло-засыпало однако, или я не прав?
Покатушка к руинам крепости Ош-Пандо-Нерь
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-июн-27 21:45

IgorianSMT писал(а):Это просто поле, заросшее тарвой по пояс по краям, земляникой посередине + норки сусликов и неезженной дорогой вдоль правой кромки, сооружений никаких нет, перепад высот порядка 150 метров на одном и другом конце.
Туда ведёт 2 дороги (координаты и фотографии выложу), по заросшей вхлам репейником дороге и изрезанную ручьём можно поднятся на гору и уйти в сторону (предположительно) ёлгушей или лыжни политехников.
Сегодня был там.
Про заросшее поле подтверждаю - но ничего иного с учетом прошедшего времени я там и не ожидал увидеть.
Перепад высот - метров 50/60 на 1100 метров.

Сооружения там были - нашел здоровую прямоугольную яму от огромного подвала или капонира, еще несколько крупных прямоугольных ям, куски шифера, стеклоткани и железный бак (от бани?).
Все это поросло деревьями до полуметра толщиной - то есть, не менее 50-60 лет им (что не противоречит версии аэродрома).
На этой поляне растут березы (причем, кажется, в геометрическом порядке). Рядом нигде берез нет.

На километровой карте ГШ на этом месте обозначена пасека (что ровным счетом означает лишь то, что сооружения, различимые с воздуха, там были - но вовсе не говорит о том, что это была действительно пасека).

Поле явно было когда-то выровнено в поперечном направлении, да и в продольном оно слишком ровное по сравнению с окружающим ландшафтом.

Аргументов "против" версии аэродрома не обнаружил.
Аргументы "за" эту версию изложил выше.

Трек тут.

Фото и комментарии будут позже.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-июн-30 11:51

_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей