Ворота воздвигнуты в ознаменование успеха в борьбе с распространившейся в Москве в 1771 году эпидемией чумы. Возглавил это сложное и важное государственное дело фаворит императрицы Екатерины II Г. Орлов, которого императрица почтила прижизненным монументом. Во фризе ворот, на фасаде, обращенном к Гатчине, помещена надпись: "Орловым от беды избавлена Москва", — строка из стихотворного послания Г. Орлову поэта В. Майкова. Со стороны Екатерининского парка сделали надпись, рассказывающую об этих событиях.
Сооружены Орловские ворота в 1777-1782 годах по проекту А. Ринальди, разработанному им в 1771 году и утвержденному императрицей Екатериной II. Работы над созданием Орловских ворот велись под наблюдением архитектора И. Нееловa и каменных дел мастера И. Пинкетти.
Орловские ворота построены по принципу однопролетной триумфальной арки. Различные по оттенкам розовые тивдийские мраморы, использованные для колонн и филенок, отчетливо выступают на фоне серых мраморов, которыми облицован основной массив ворот.
В 1781 году решили сделать Орловские ворота запирающимися: створы железных ворот были выполнены по проекту архитектора Дж. Кваренги на Сестрорецком оружейном заводе в 1787 году. В 1784 - 1786 годах были сделаны железные решетки, установленные по обеим сторонам ворот.
В 1941-1944 годах Орловские ворота получили значительные повреждения. В настоящее время отреставрированы.
***
Гуляем дальше. Мост-плотина на Рамповой аллее 1774 года постройки, архитектор Неелов В.И., инженер Герард И.К.
***
Гранитная паромная пристань 1782-1784, архитектор Неелов И.В.
***
Каменный мост на Подкапризовой дороге 1773 год, всё тех же архитектора Неелова и инженера Герарда.
Вдали, на другом берегу пруда, видны Баболовские ворота с Розовой караулкой 1825-1827 (караулка), арх. Менелас А.А.; 1848 (ворота), арх. Штакеншнейдер А.И.
Но мы к ним не пошли, прохладно было пруд вплавь форсировать, а обходить лень. Пошли к "Большому капризу".
1772-1774, арх. Неелов В.И., инж. Герард И.К.; 1786-1789, арх. Кваренги
Находится на стыке двух парков: Екатерининского и Александровского. Это одно из самых эффектных псевдокитайских сооружений дворцово-паркового ансамбля. Когда архитекторы представили проект этого комплекса Екатерине II, ее не смутила огромная сумма, необходимая для строительства этого шедевра: "Быть так: это мой каприз", - молвила Императрица и подписала проект. С ее легкой руки это сооружение получило название "Большой каприз".Увы, оценить красоты этого "каприза" мы не можем, закрыт на реставрацию.
Двигаемся дальше,
по пути не забываем подкармливать ненасытных питерских уток.
Гуляем по Екатерининскому парку дальше. Впереди Китайская (скрипучая) беседка. Она расположена на узком перешейке между двумя прудами и входит в комплекс китайских сооружений, созданных по замыслу зодчего А.Ринальди. Беседка построена И.В.Нееловым в 1778-1786 годах по проекту архитектора Ю.М. Фельтена.
Павильон с причудливо загнутыми краями кровли, необыкновенным рисунком решеток, украшенный драконами и оригинально разрисованный, органично вписывается в окружающий пейзаж. В сложном криволинейном очертании дверей и окон, украшенных резьбой, использованы китайские орнаментальные мотивы.
Внутри стены павильона отделаны искусственным мрамором с росписью и лепкой по китайским мотивам. От главного входа по откосу берега спускается к воде великолепная каменная лестница из 12 ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий.
Красиво, будто снова в Китае побывали
Гуляем по Екатерининскому парку дальше.
Всё уже закрыто, можно и не торопиться.
Впереди "Кухня-руина" (1786 г.) - бывшее служебное помещение Концертного зала.
Кваренги использовал подлинные детали античной архитектуры (колонны, куски карнизов), доставленные из Италии.
Вход в павильон — круглую в плане, усложненную двумя прямоугольными выступами постройку — оформлен в виде ниши, в глубине которой помещена дверь. Криволинейные части фасада между выступами украшены колоннами.
В верхней части стен "Кухни-руины" и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления. В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность»