В: Можно огласить действующую редакцию правил с сылкой на оные?
О: Правила дорожного движения (далее ПДД), как документ - это
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 октября 1993 г. N 1090 О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3,
от 31.10.1998 N 1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67,
от 21.02.2002 N 127, от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003 N 265,
от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109,
от 16.02.2008 N 84, от 19.04.2008 N 287)
В интернете ПДД можно найти на сайте ГАИ/ГИБДД. Но самые последние редакции лучше искать в справочных правовых системах (Гарант, Консультант + и т.п.)
****
В: Я купил велосипед. Где я могу ездить по городу?
О: Согласно п. 24.1. ПДД если Вам исполнилось 14 лет, то Вы можете выезжать на дороги (кроме автомагистралей п. 16.1. ПДД), двигаться по велодорожкам и обочинам. Езда на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещена, кроме случая, указанного в п. 9.9. ПДД. (Т.е. если Вы почтальон и Вам нужно заехать к подъезду для выгрузки корреспонденции, то вполне законно можете это сделать.) Где кататься детям до 14 лет, не очень понятно. Остаются только спортивные площадки возле школ и лесные (лесопарковые) тропинки. Очевидно, подразумевается, что дети к этим местам будут добираться в качестве пешеходов или пассажиров авто.
****
В: Нужно ли для выезда на дорогу иметь какой-то документ или регистрационный номер?
О: Нет. На данном этапе от велосипедистов этого не требуется. Но знать ПДД крайне важно, чтобы правильно оценивать ситуацию на дороге и не создавать опасности для других участников движения.
****
В: Я поставил на велосипед багажник. Могу я возить на нем своего друга?
О: Нет. В п. 24.3. ПДД на велосипеде запрещена буксировка и перевозка пассажиров, кроме ребенка до 7-ми лет на сидении, оборудованном подножками.
****
В: Нужно ли надевать шлем при езде по городу?
О: Обязательное наличие шлема ПДД не оговорено. Но учитывайте то, что велосипед способен развивать скорости, сравнимые с автомобилем. А возможная техническая неисправность или внезапное изменение ситуации на дороге способно привести к падению. Самыми опасными в такой ситуации являются травмы головы, которые нередко приводят к летальному исходу. Поэтому настоятельно рекомендуется шлем в поездки надевать.
****
В: На каком расстоянии от края дороги я должен двигаться на велосипеде?
О: В п. 24.2. ПДД конкретного расстояния не указано (в старых редакциях оно составляло 1 м от края). Это означает, что если справа на дороге огромная лужа, то по второму ряду, держась «как можно правее», можно ее объехать. При этом нужно не забывать о разумной осторожности, т.к. велосипедист малозаметен на дороге.
****
В: У нас большая компания – около 15 человек. Как нам двигаться по дорогам?
О: Согласно п. 24.2. ПДД большое количество велосипедистов должно двигаться группами по 10 человек с промежутками между группами в 80-100 м.
****
В: При поворотах/перестроениях нужно ли подавать какие-нибудь сигналы? И чем?
О: Да, обязательно. В п. 8.1. ПДД указано, что при отсутствии световых указателей, допускается предупреждать о повороте или остановке рукой. Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
****
В: Как правильно поворачивать налево на перекрестках?
О: В п. 24.2. ПДД запрещен поворот налево и разворот на дорогах, имеющих трамвайные пути или более одной полосы для движения в данном направлении. Но даже если эти требования соблюдаются, то гораздо безопаснее проехать перекресток прямо, остановиться ЗА пешеходным переходом (т. к. в п. 12.4. ПДД остановка на переходах и ближе 5 м перед ними запрещена), спешиться и пройти по переходу на другую сторону улицы в качестве пешехода. А там уже снова сесть на велосипед.
****
В: Задние маячки на велосипед с поворотниками - законны?
О: В документе "ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ" к велосипедам относится пункт:
Наличие указателей поворота не требуется, но и не запрещается. Однако должно соблюдаться условие:6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Задний фонарь должен быть красного цвета. А вот насчет мигания - вопрос спорный. Ранее в ПДД вместо знака аварийной остановки можно было выставлять красный мигающий фонарь. Очевидно, изготовители ориентировались на это. Но сейчас аварийную остановку обозначает одновременное мигание поворотников и соответствующий знак. Про мигающий фонарь - ни слова.Расстояние между внутренними краями обеих поверхностей, видимых в направлении исходной оси, должно быть не менее 600 мм.
Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если общая габаритная ширина транспортного средства менее 1300 мм.
****
В: Интересуют правила проезда по кольцам: можно ли нам вообще по ним ездить и в каком направлении (я сомневаюсь, что велосипедистам можно поворачивать налево на кольцах)
О: Кольцо по сути является несколькими Т-образными перекрестками. Для велосипедиста проезд по кольцу разрешен "как можно ближе к правому краю дороги", как и на обычном перекрестке. Двигаться можно по кольцу до любого съезда (хоть по кругу гонять непрерывно). Если на кольце имеются знаки приоритета или светофоры, то их нужно соблюдать, как и на обычных перекрестках.
Из практики: желательно смещаться к левому краю полосы и обозначать движение дальше по кольцу левой вытянутой рукой. Это не требуется правилами, но информирует других водителей. Нужно внимательно следить за съезжающим транспортом, ибо многие игнорируют ПДД и съезжают с кольца вторым рядом (если нет соответствующих знаков, определяющих движение по полосам). По возможности нужно не сбрасывать скорость, т.к. если остановишься - все: автомобили "затрут" и будут съезжать один за другим. Последнее конечно должно выполняться по обстоятельствам, но в потоке легче маневрировать, поддерживая такую же скорость (как правило, на кольцах она невысокая).
Новичкам лучше на кольца не выезжать, а переходить дорогу, как пешеходам (иногда это даже экономит время, не говоря уже о нервах).