Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Электронные карты, GPS-навигация, проект "Навигатор"
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 22:59

Серег, в войну устройство грунтовых аэродромов на пашнях было нормой.
Почитай ;)
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 23:02

Кстати, с грунтовой полосы Рождественского аэродрома взлетали/садились реактивные Л-29.
И ничего ;)
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 300
Зарегистрирован: 2006-май-28 13:42
Байк: Jamis Dakota
Реальное имя: Иван
Стиль катания: пиво, вобла, выжимка
Способ связи: 89086573911
Откуда: Братск

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение Putnik » 2009-апр-07 23:02

"Танк" - понятие растяжимое в плане размеров.

А когда закончились явные движения по организации обороны на Луке? Почему там не развертывали более серьёзные комплексы ПВО? Более серьёзные укрепления?
_________________
быть добру )

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 23:08

Putnik писал(а):"Танк" - понятие растяжимое в плане размеров.

А когда закончились явные движения по организации обороны на Луке? Почему там не развертывали более серьёзные комплексы ПВО? Более серьёзные укрепления?
До линии фронта было не менее 700 км
Серьезнее "Харрикейнов", зенитных прожекторов, примитивных радаров и 85-мм зенитных пушек тогда средств ПВО не было.

Про строительство Куйбышевской оборонительной линии информации мало. Возможно, оттого, что часть объектов еще действует.

"Явные движения" закончились в 70-х - 80-х годах.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 5855
Зарегистрирован: 2006-июн-28 00:45
Байк: SCOTT Montana
Реальное имя: Алексей
Способ связи: +79198080585
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение knee » 2009-апр-07 23:12

Интересную тему затронул, Сергей.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-08 06:08

Про ПВО СССР:
http://www.ryadovoy.ru/forum/index.php?topic=47.0

Из известных населенных пунктов упомянуты Мирный и Бобровка.

Боевой и численный состав истребительной авиации ПВО Страны на важнейшие даты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Смотрим 141-ю иад ПВО - прикрывала Куйбышев.

141-я истребительная авиационная дивизия ПВО, командир дивизии - Иван Иванович Красноюрченко.


О роли НКВД в строительстве военных аэродромов для ВВС РККА:
[url=http://www.pseudology.org/GULAG/Glava08.htm]ГУЛАГ [/url] писал(а): На основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта (1941) и приказа НКВД № 00328 от 27 марта о строительстве аэродромов для ВВС Красной Армии в составе НКВД было организовано Главное управление аэродромного строительства (ГУАС), начальником которого был назначен бывший начальник ГУШОСДОР НКВД военный инженер 1 ранга В. Т. Федоров. По штату ГУАС первоначально числилось 278 человек, но с началом войны его ужали (к 29 декабря) до 120 человек. 22 марта постановлением СНК № 648 новым заместителем наркома внутренних дел СССР был назначен Л. Б. Сафразьян, ранее начальник Главвоенстроя при СНК СССР. Теперь на него возлагалось наблюдение за работой ГУАС, который разместился по адресу: ул. Куйбышева, дом 8. Отметим также, что приказом № 00343 от 3 апреля строительство аэродромов для ВВС поручалось также ГУЛЖДС НКВД.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 6187
Зарегистрирован: 2006-сен-03 12:48
Байк: C1*v^2+C2*v=F
Реальное имя: Кирилл
Стиль катания: Fc=mv^2/R
Способ связи: https://vk.com/onkel_q
Откуда: null

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение kudessnik » 2009-апр-08 08:04

короче, надо ехать и смотреть.
_________________
Столяр-кораблекрушитель.
FAQ раздела Техника и аксессуары
А что вы ожидали здесь увидеть?

Аватара пользователя
Сообщения: 1144
Зарегистрирован: 2006-май-11 13:12
Байк: AUTHOR Kinetic red Custom
Реальное имя: Роман
Стиль катания: Разное...
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение Roden » 2009-апр-08 08:26

Ага. Заинтересовали сильно. :-)
_________________
Профиль в Strava

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-08 10:55

Теперь по самолетам, которые теоретически могли базироваться аэродромах ПВО Куйбышеского дивизионного района.
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/96/09.htm писал(а):Полки, на вооружении которых стояли истребители Ла-5
...
862 ИАП (141 ИАД ПВО)
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/148/06.htm писал(а):Истребительные полки ВВС Красной Армии, на вооружении которых в 1941 -45 гг состояли истребители, поставляемые по "ленд-лизу":
...
"Харрикейн" - ... 802 ИАП
...
"Киттихаук" - ... 802 ИАП

"Спитфайр" IX - ... 802 ИАП
Как мы видели выше, 802 иап входил в 141 иад ПВО Куйбышевского дивизионного района.
Истребители весьма неплохие, что говорит о весьма серьезном отношении к прикрытию "запасной столицы".
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-08 13:11

В списках Боевого состава РККА до января 1942 года упоминаний о наличии авиации в Приволжском военном округе не нашел.

На 1 января 1942 г в составе Куйбышевского дивизионного района появляется 90 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион и 141 истребительная авиационная дивизийя в составе 631 истребительного авиаполка. То есть - Куйбышев начинают прикрывать с воздуха.
Кроме того, появляется 5 дивизия ПВО (767, 861 зенап, 14, 40 прожп).

К 1 апреля 1942г к ним добавляется 802 иап.

К июлю 1942 усиливается зенитно-артиллерийское прикрытие куйбышева - 174, 285 озадн.

К ноябрю 1942г зенитно-артиллерийская группировка еще более усиливается и состоит из 767, 861, 1088 зенап, 40 прожп, 90, 174, 199, 201, 285 озадн; Авиагруппировка - по прежнему из 141 иад (631, 802 иап).

К январю 1943 - Куйбышевский дивизионный район усилен зенитным пулеметным батальоном(767, 861, 1088 зенап, 40 прожп, 90, 174, 199, 201, 285 озадн, 15 зенпулб); Авиация ПВО - тота же 141 иад (631, 802 иап).

К маю 1943 года 802 иап заменяют на 908 иап., к июню добавляются 50, 97 б-н ВНОС - близится Курская битва.
К 1 июля ПВО Куйбышевский дивизионного района состоит из (767, 861, 1088, 1855, 1856, 1857, 1858, 1859, 1862, 1863 зенап, 90, 174, 285, 366, 368, 370, 378 озадн, 34, 35 зенпулп, 40 прожп, 10, 11, 21, 22 зенпулб, 50, 97 б-н ВНОС, 2 одн АЗ) - прибавляется в том числе и 2 отдельных дивизиона аэростатов заграждения.
Дивизионный район входит в состав Восточного фронта ПВО - Куйбышев становится прифронтовым городом - из тылового.
К августу 43-го ПВО еще более усиливают - Куйбышевский дивизионный район и 141 иад усиливают еще двумя истребительными авиаполками (268, 631, 862, 908 иап).

Думаю, последний факт требует увеличения количества аэродромов базирования - возможно, наш аэродром относится именно к этому периоду.

268-й истребительный Краснознаменный авиационный полк ПВО писал(а):В 1943 г. полк был перевооружен истребителями P-40 "Киттихаук" .

В августе 1943 г. передан в систему ПВО и вошел в состав 141 иад ПВО Восточного фронта ПВО.
862-й истребительный авиационный полк писал(а):Летом 1943 г. на вооружение получил самолеты "Харрикейн" .

В июле 1943 г. переведен в состав ПВО.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-08 13:41

И еще страничка истории:
Постановление № ГКО-3660сс от 29 июня 1943 г. писал(а):III. Куйбышевский дивизионный район ПВО

1. Зенитно-артиллерийских полков среднего калибра - 5
2. Отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов среднего калибра - 5
3. Полков МЗА - 5
4. Отдельных дивизионов МЗА - 2
5. Пулеметных полков - 2
6. Отдельных зенитно-пулеметных батальонов - 4
7. Прожекторных полков - 1
8. Отдельных отрядов аэростатов заграждения - 1
9. Отдельных батальонов ВНОС - 2
10. Отдельных батарей СОН-2 - 3
11. Истребительных авиадивизий - 1
12. Батальонов аэродромного обслуживания - 1

Итого по району:
- орудий среднего калибра - 199
- орудий МЗА - 108
- зенитных пулеметов - 209
- зенитных прожекторов - 50
- аэростатов заграждения (по лебедкам) - 27
- самолетов-истребителей (исправных) - 27
27 самолетов.
Исправных.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-08 16:09

Постановление ГКО № 874сс от 9.11.41 - о создании, в частности, Куйбышевского дивизионного района ПВО.


Про ПВО Куйбышева - МЫ ПОМНИМ ТУ ВОЙНУ

Теперь самолеты, которые МОГЛИ базироваться на этом аэродроме:

"Харрикейн" - Hurricane
Изображение


P-40 "Киттихаук" Kittyhawk
Изображение


И-16 - самый распространенный в ПВО на начало войны.
Изображение


По-2 - почтовый, санитарный, etc.
Изображение


Требования к длине полосы:

По-2: разбег и пробег-100-150м (рекордная посадка порядка 30 метров была)
И-16: разбега 10 сек и длиной разбега около 210-220 м
Источник: http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1121022059&p=14.


Все укладываются в длину ВПП в 1100 метров.


Хотя есть и еще одна гипотеза - это "фальшивый", или "ложный" аэродром, для введения в заблуждение авиаразведки противника.
Аналоги в истории известны
ЩИТ НАД МОСКВОЙ писал(а):Иногда сооружали ложные цели грандиозных размеров, хорошо прикрытые зенитной артиллерией. К ним относятся дублеры заводов и аэродромы-призраки. В 5 километрах от Тушинского аэродрома был сооружен ложный аэродром с ангарами, макетами аэродромных сооружений, макетами "яков" и "мигов". На ложные объекты было сброшено 156 осветительных бомб, 687 фугасных и много (возможно, десятки тысяч) зажигательных. Это составило примерно треть от всех сброшенных бомб.
и еще - http://www.allaces.ru/p/episode.php?id=94, http://zhurnal.lib.ru/k/koshkin_a/20.shtml , http://militera.lib.ru/db/koltsov_me/07.html.
Даже фильм такой был старый советский - "Беспокойное хозяйство".
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 733
Зарегистрирован: 2006-май-09 20:30
Байк: чугунный конь
Реальное имя: Дмитрий
Способ связи: Дым от костров
Откуда: из Врасченец

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение rededa » 2009-апр-08 17:34

Дааа. Заинтриговали, хочется прям сейчас в седло. Только, там сейчас грязь непролазная.:-)

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-08 20:40

Еще пара самолетов - кандидатов на использование нашего аэродрома:


Ли-2 - лицензионный Дуглас

и собственно сам Дуглас DC-3

Изображение

Личный самолет Сталина, для справки, тоже Дуглас DC-3 - что, впрочем, неудивительно.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Сообщения: 396
Зарегистрирован: 2005-янв-03 12:16
Байк: Wheeler ProRide 1.9, Stark Destroyer LT
Реальное имя: Дима
Стиль катания: Другое
Откуда: Тольятти

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение Д.К. » 2009-апр-09 00:37

А кто нибудь слышал о самолете, который упал на гору Шишка, которая находится возле Жигулевска?Во время войны.Об этом мельком написано в атласе Самарская Лука.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-09 09:29

Вот как выглядят аэродромы на аэрофотосъемке времен войны.

Видно, что сразу и не поймешь, что это аэродром.
Так что "читаемость" нашего - в пользу того, что он "ложный". Или глубоко тыловой и редко используемый.


Проанализировав еще раз всю нарытую мной информацию, пришел к выводу, что данный аэродром таки вряд ли ПВОшный.
Аргументы:
- в состав Куйбышевского дивизионного района входило до 4-х истребительных авиаполков максимум. Полагаю, каждый полк базировался как минимум на 1 аэродроме.
- границ Куйбышевского дивизионного района мне найти не удалось, но, исходя из деления всего Приволжского округа на 3 дивизионных района, ПВО Куйбышевского дивизионного района должна была покрывать объекты как минимум от Сызрани до Ульяновска.
- Основные прикрываемые объекты - это:
  • Безымянский промышленный узел (включая Управленческий, Мехзавод, Петра-Дубраву)
  • ульяновские заводы (?)
  • жигулевские нефтяные месторождения
  • НПЗ - Сызранский, КНПЗ, НКНПЗ
  • Чапаевск и иже с ним
  • Сызранский ж/д мост
  • эвакуированные посольства и госучреждения в самом Куйбышеве
Исходя из такого расположения прикрываемых ПВО объектов, рассмотрим расположение аэродромов.
Предположив, что постройка аэродрома - штука дорогостоящая, и вряд ли есть смысл строить новые аэродромы на новом месте (логичней использовать уже существующие), получаем, исходя из наличия на данный момент:
  • "Заводской" аэродром - для ПВО вряд ли использовался - там своих самолетов хватало
  • Смышляевский аэродром - вполне годится для базирования ПВО прикрытия безымянского промышленного узла и ж/д узла Кинель
  • аэродром на Кряжу - логичен для базирования ПВО прикрытия города и НПЗ
  • Рождествено - третья база, годится для прикрытия месторождений Жигулей
  • сызранское вертолетное училище - годится для прикрытия моста и ж/д станции Сызрань. Не знаю, был ли там аэродром в войну - но логично было б его там иметь - 70 км от Кряжа/Рождествено - это 10 минут полета, конечно, но все равно - размещать аэродром ПВО в 70 км от стратегического моста, возможно, не айс
Уже имеем 4 площадки. Если еще приплюсовать Курумоч (вот не знаю, была ли там полоса в войну, или нет) - то аэродромов более чем достаточно. "Неприкрытым" у нас остался Ульяновск - но там, возможно, был свой аэродром (уже шестой).

Логично?

Но вот если принять версию г-на Резуна-Суворова - то нужен еще как минимум один аэродром, и именно на правом берегу Волги ;)
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Сообщения: 4107
Зарегистрирован: 2004-май-08 10:10
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Умеренно
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение wandering spirit » 2009-апр-09 10:46

Ээээ, верить Резуну - себя не уважать...-)))
Я так понимаю, что основным куйбышевским аэродромом до Курумоча был Смышляевский?
Ссылку не дам, но позавчера прочел, что единственный воздушный бой в области был в районе Сызрани - залетел немецкий разведчик, было поднято 3 истребителя, двоих сбили , третий истребитель протаранил немца, наш пилот погиб во время тарана.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-09 10:55

Wandering Spirit писал(а):Ссылку не дам, но позавчера прочел, что единственный воздушный бой в области был в районе Сызрани - залетел немецкий разведчик, было поднято 3 истребителя, двоих сбили , третий истребитель протаранил немца, наш пилот погиб во время тарана.
Я об этом писал вот в этом сообщении текущей темы :SARCASTIC:
Wandering Spirit писал(а):Ээээ, верить Резуну - себя не уважать...-)))
Ну, не скажи ;)
У него многое весьма правдиво и логично написано.
Другое дело, что г-н Резун явно не хотел повторить участь Лейбы Давидовича и еще многих прочих, потому где-то что-то мог и исказить сознательно :-)
Одно дело - Великобритания никого никогда и никому не выдавала, совсем иное - полоний в чай :SARCASTIC:
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Сообщения: 4107
Зарегистрирован: 2004-май-08 10:10
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Умеренно
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение wandering spirit » 2009-апр-09 12:00

Ну, это уже оффтоп пошел.. А насчет полония в чай - можно вспомнить генерала Калугина, который вроде бы до сих пор жив, хотя, сдается мне, генерал знает несколько больше резидента...-)))) А насчет логичности... у шизофреников бред тоже абсолютно логичный...-)))
И еще, в художественном произведении он что-то и мог исказить... Но вот в беседах с сотрудниками МИ-5 (или МИ-6) вряд ли... Убежище просто так никто и никогда не предоставляет и все это прекрасно знают - дали перебежчику приют - все, он слил ВСЕ что знал.

Сообщения: 68
Зарегистрирован: 2008-апр-29 15:21
Реальное имя: Сергей
Откуда: Тлт

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение SerK » 2009-апр-09 16:29

Honzales писал(а): Так что "читаемость" нашего - в пользу того, что он "ложный". Или глубоко тыловой и редко используемый.
Не знаю как делались ложные аэродромы, но сомневаюсь что но сохранился бы до наших дней.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей