Толщина льда и его несущая способность

велосипедист и окружающая среда
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Толщина льда и его несущая способность

Сообщение honzales » 2009-ноя-16 11:24

На отдельных водоемах уже установился ледовый покров, и скоро можно будет вставать на коньки.
При зимних велопокатухах иногда возникает соблазн пересечь водоем - пешком, на лыжах, веле или на автомобиле.

Напомню несколько правил безопасности при движении по льду:
Меры безопасности на льду писал(а):5.5. Пользоваться на водоемах площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25 см.
Советы бывалых рыболовов писал(а):ВНИМАНИЕ! Первый лёд очень опасен, ходить по нему можно только тогда, когда толщина достигает не менее 4 - 5 см. Если лёд молочного или белого цвета, то его прочность в два раза меньше, чем у прозрачного, и он ломается без потрескивания.

Если на льду видны кольцевые трещины, то по нему ходить опасно, он может проломиться в любой момент. Группу из 5 - 8 человек выдерживает лёд толщиной не менее 12 - 13 см. если при движении по ледяному полю вы услышите, что лёд затрещал, не отрывая ног от поверхности, осторожно начинайте двигаться вперёд или назад (в зависимости от толщины и надёжности льда). Нельзя ходить друг за другом и на близком расстоянии, следует соблюдать дистанцию в несколько метров.

ЗАПОМНИТЕ! Выходя на лёд, повесьте рюкзак на одной лямке, что бы в случае падения в воду от него можно было легко освободиться. Если вы оказались в воде. Не пытайтесь выбраться на лёд только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда, потому что он будет ломаться. Надо вынести на лёд сначала одну, а потом вторую ногу и затем отползти от опасного места. Но главное - не выходите на первый лёд в одиночку.
Толщина льда писал(а):Лед, образовавшийся в ветреную погоду, более хрупок, чем лед, возникший в штиль. Морской лед легче ломается, чем лед на пресных водоемах.

Трещины снижают несущую способность льда, даже если они и не являются сквозными. На краю трещины прочность льда составляет всего лишь 40 процентов от прочности сплошного льда. Прочность ледяного панциря в месте пересечения трещин и того меньше, и составляет всего четверть от исходной.

Прочность льда может и на небольшом расстоянии значительно меняться в зависимости от глубины, рельефа дна и течений. Поэтому пеший путешественник должен время от времени проверять толщину льда.

При езде по льду на снегоходе или на каком-нибудь ином средстве передвижения, на несущую способность льда, помимо его толщины, влияет возникающее от транспортного средства движение волн воды подо льдом. Прочность льда минимальна тогда, когда скорость транспортного средства выше, чем скорость опережающего движения волны.

При приближении к берегу скорость движения должна быть менее 20 км/час, а береговую линию следует буквально переползать как при возвращении, так и при съезде на лед. Следует остерегаться льда, который может просто висеть на прибрежных камнях. Скорость необходимо снижать также при сближении с другим снегоходом.
Преодоление рек (озер) по льду писал(а): Изображение
Рис. 30. Промер толщины льда

При разведке места переправы необходимо убедиться, что лед прочно связан с берегом и не зависает над водой. Считается, что лед не зависает, если вода в лунках выступает на 0,8-0,9 толщины льда. Если при проверке окажется, что лед зависает, то переправа в этом месте опасна. Затем следует установить, нет ли больших трещин, полыней, уточнить глубину снежного покрова на льду и обозначить (при необходимости) место переправы вехами и табличками с указанием грузоподъемности льда через 15-25 м вырубают лунки и в них замеряют лед с помощью мерной линейки или лопаты (рис. 30). Причем в расчет берут его наименьшую толщину и учитывают только чистый сплошной слой стекловидной формы.

Толщина льда в 15 см вполне достаточна для переправы автомобиля весом до 2 тонн. Утолщение льда на каждые 5 мс допускает увеличение нагрузки на одну тонну. А если толщина льда более 30 см, при увеличении ее на каждые 5 см допускается увеличение общей нагрузки на 2,5 тонны. Зависимость между толщиной льда (чистого) и допустимой грузоподъемностью для безопасного переезда по льду приведена в таблице 11.

Таблица 11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Общий вес автомобиля 2 тонны 3 тонны 5 тонн 7 тонн 10 тонн 20 тонн
Толщина льда в см 15-16 20 30 35 40 60

Ориентировочно можно определить минимально допустимую для переезда толщину кристаллического льда по формуле:
а = 11 √ Q,

где:

а - толщина льда в см;

Q - полный вес автомобиля в тоннах.


Таким образом, для безопасного передвижения по льду на велосипеде я б оценил толщину льда в сантиметров 15 - с учетом того, что велик шанс поскользнуться на гладком льду и всем весом встать на одну ногу (а то и упасть).
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 11233
Зарегистрирован: 2009-мар-25 23:45
Байк: orbea popr
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: езда на"лисипеде"
Способ связи: 89270125804
Откуда: Самара

Re: Толщина льда и его несущая способность

Сообщение Martin » 2009-ноя-16 11:35

А помимо несущей,у льда есть и запирающая способность.
http://www.vesti.ru/videos?vid=249398
_________________
Всегда приятнее не взлететь,чем не приземлиться!!!

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Толщина льда и его несущая способность

Сообщение honzales » 2009-ноя-16 11:46

Martin писал(а):А помимо несущей,у льда есть и запирающая способность.
Ни разу не видел на ВС анонсов покатушек на ледоколах.
Что-то пропустил?


Еще по теме:
Правила поведения на льду писал(а):1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
4. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
5. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.
8. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.
9. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.
10. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах -алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.

Как спасти человека, под которым провалился лед? писал(а):•Обязательно успокойте спасаемого. Пусть ляжет у края полыньи на грудь, пошире раскинув руки в стороны, положив их на лед, и ждет помощи.
•Запретите ему делать попытки самому вылезть из полыньи: ее края обломятся, и он ухудшит свое положение.
•Подползайте по льду к потерпевшему осторожно, широко расставляя ноги и руки. Если вы спасаете не один, подползайте цепочкою. При этом задний должен крепко удерживать переднего за ноги. Приблизившись, бросьте потерпевшему снятое с себя пальто, крепко удерживая при этом рукав. Еще лучше, если у вас в руках окажутся шест, лестница, доска, веревка.
Правила поведения на льду писал(а):2. Если вы провалились, постарайтесь не впадать в панику. Широко раскиньте руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться с головой под воду. Старайтесь без резких движений выбираться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда шли до этого.

3. Если на ваших глазах под лед провалился человек, в первую очередь вызовите спасателей. Затем, если вы уверены в своих силах, постарайтесь приблизиться к нему ползком, широко раскинув руки и ноги: это увеличит площадь опоры. Помните, к краю полыньи подползать нельзя, иначе можно тоже оказаться в воде. Бросьте пострадавшему связанные ремни или шарфы, любую доску, жердь или лыжи. Действовать нужно быстро и решительно, поскольку в ледяной воде человек быстро коченеет, а намокшая одежда тянет его вниз.

4. Если вам удалось вытащить пострадавшего на лед, от опасной зоны удаляйтесь только ползком.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей