При зимних велопокатухах иногда возникает соблазн пересечь водоем - пешком, на лыжах, веле или на автомобиле.
Напомню несколько правил безопасности при движении по льду:
Меры безопасности на льду писал(а):5.5. Пользоваться на водоемах площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25 см.
Советы бывалых рыболовов писал(а):ВНИМАНИЕ! Первый лёд очень опасен, ходить по нему можно только тогда, когда толщина достигает не менее 4 - 5 см. Если лёд молочного или белого цвета, то его прочность в два раза меньше, чем у прозрачного, и он ломается без потрескивания.
Если на льду видны кольцевые трещины, то по нему ходить опасно, он может проломиться в любой момент. Группу из 5 - 8 человек выдерживает лёд толщиной не менее 12 - 13 см. если при движении по ледяному полю вы услышите, что лёд затрещал, не отрывая ног от поверхности, осторожно начинайте двигаться вперёд или назад (в зависимости от толщины и надёжности льда). Нельзя ходить друг за другом и на близком расстоянии, следует соблюдать дистанцию в несколько метров.
ЗАПОМНИТЕ! Выходя на лёд, повесьте рюкзак на одной лямке, что бы в случае падения в воду от него можно было легко освободиться. Если вы оказались в воде. Не пытайтесь выбраться на лёд только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда, потому что он будет ломаться. Надо вынести на лёд сначала одну, а потом вторую ногу и затем отползти от опасного места. Но главное - не выходите на первый лёд в одиночку.
Толщина льда писал(а):Лед, образовавшийся в ветреную погоду, более хрупок, чем лед, возникший в штиль. Морской лед легче ломается, чем лед на пресных водоемах.
Трещины снижают несущую способность льда, даже если они и не являются сквозными. На краю трещины прочность льда составляет всего лишь 40 процентов от прочности сплошного льда. Прочность ледяного панциря в месте пересечения трещин и того меньше, и составляет всего четверть от исходной.
Прочность льда может и на небольшом расстоянии значительно меняться в зависимости от глубины, рельефа дна и течений. Поэтому пеший путешественник должен время от времени проверять толщину льда.
При езде по льду на снегоходе или на каком-нибудь ином средстве передвижения, на несущую способность льда, помимо его толщины, влияет возникающее от транспортного средства движение волн воды подо льдом. Прочность льда минимальна тогда, когда скорость транспортного средства выше, чем скорость опережающего движения волны.
При приближении к берегу скорость движения должна быть менее 20 км/час, а береговую линию следует буквально переползать как при возвращении, так и при съезде на лед. Следует остерегаться льда, который может просто висеть на прибрежных камнях. Скорость необходимо снижать также при сближении с другим снегоходом.
Преодоление рек (озер) по льду писал(а):
Рис. 30. Промер толщины льда
При разведке места переправы необходимо убедиться, что лед прочно связан с берегом и не зависает над водой. Считается, что лед не зависает, если вода в лунках выступает на 0,8-0,9 толщины льда. Если при проверке окажется, что лед зависает, то переправа в этом месте опасна. Затем следует установить, нет ли больших трещин, полыней, уточнить глубину снежного покрова на льду и обозначить (при необходимости) место переправы вехами и табличками с указанием грузоподъемности льда через 15-25 м вырубают лунки и в них замеряют лед с помощью мерной линейки или лопаты (рис. 30). Причем в расчет берут его наименьшую толщину и учитывают только чистый сплошной слой стекловидной формы.
Толщина льда в 15 см вполне достаточна для переправы автомобиля весом до 2 тонн. Утолщение льда на каждые 5 мс допускает увеличение нагрузки на одну тонну. А если толщина льда более 30 см, при увеличении ее на каждые 5 см допускается увеличение общей нагрузки на 2,5 тонны. Зависимость между толщиной льда (чистого) и допустимой грузоподъемностью для безопасного переезда по льду приведена в таблице 11.
Таблица 11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Общий вес автомобиля 2 тонны 3 тонны 5 тонн 7 тонн 10 тонн 20 тонн
Толщина льда в см 15-16 20 30 35 40 60
Ориентировочно можно определить минимально допустимую для переезда толщину кристаллического льда по формуле:
а = 11 √ Q,
где:
а - толщина льда в см;
Q - полный вес автомобиля в тоннах.
Таким образом, для безопасного передвижения по льду на велосипеде я б оценил толщину льда в сантиметров 15 - с учетом того, что велик шанс поскользнуться на гладком льду и всем весом встать на одну ногу (а то и упасть).