Ну, тут спорных моментов много. Выскажу своё мнение как неоднократный участник (хотя есть кто сильно поболее моего участвовал).
По поводу везения: "языка брать" всегда надо, если есть любые сомнения. Опрашиваешь всех подряд. Успешнее всего бывает в магазинах, но бывает и так что продавец "не местный". Бывает что на карте 2 КП подходящих, а нужен третий, которого нет на карте. Опять же, можно задавать вопросы соперникам - никто не будет намеренно обманывать (это не спортивно), могут просто не сказать ничего, а могут и махнуть в нужную сторону рукой.
По времени на КП - кто-то вялотекуче наслаждается, кто-то лосячит. Кому-то комфортнее сделать рывок на 10 км и потом отдохнуть на КП, а кому-то наоборот, и на КП приходится каждую секунду экономить. Это уже "стиль прохождения трассы".
Программы для навигации. Ну... Пользуюсь Яндексом и ОсмАнд+. Второй только если с интернетом совсем жопа и яндекс ничего не показывает. Как правило хватает Яши. И постоянно на руле телефон не сказал бы что нужен, список КП там удобнее и важнее всё же.
В общем - очень много индивидуального в процессе.
И да, общение в процессе, даже мимолетное и непродолжительное во время заезда - очень стимулирует настрой. А в лагере весело всегда, хотя иногда хочется сразу уползти в платку, даже не ставя её, а просто зарыться в куче
(но это проходит быстро)
Самое важное же, при прохождении на скорость - это правильное планирование маршрута. Особенно с учетом неудобных точек. Типа: "вот тут мы теряем минут 20, но штраф 30 минут, но горка, устанем. Лучше забить на эту КП, съэекономим силы, то на то и выйдет".
А вот именно везение - это когда едешь вслепую "вот тут в объезд по дороге 5 км, а по прямой 1км, но дороги нет даже на спутнике, ладно, погнали по пашне наперерез, там видно будет". И если посреди пашни накатана дорога нефтянниками - вот это
повезло. А если уперлись в болото вместо пашни - это уже
не повезло, и надо искать объезд другой, либо возвращаться.