CRAZY RUSSIANS
В НЕВЕРОЯТНОЙ ИНДИИ

30.12.2005 – 17.01.2006

совместный отчет
Константина Акчурина и Данила Отбеткина

...«Так это Вы те самые безумные русские, путешествующие по Индии на велосипедах?» В глазах заставшего нас за ужином белого человека читалось удивление. - «Да, сэр, имеем честь!»

Маршрут

Дели — Агра — Фатехпур Сикри — Кеоладео — Махвах — Сарисска — Амер — Джайпур — Самбхар — Пушкар — Аджмир — Фална — Ранакпур — Удайпур — Раджкот — Виравал — Диу — Ахмадабад — Дели

890 (450) км, общий набор высоты 2790 м — это своим ходом.

А всего за это путешествие мы пролетели на самолетах около 12000 км, проехали на поездах 3300 км, на автобусах и машинах 1500 км.

Участники

Константин

GT Avalanche
Сергей

Marin
Андрей

GT Avalanche
Данил

Trek-4400
Миша

Merida M. Sport
Рома

GT Ricochet

 

Краткие сведения о районе путешествия

Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке — с Бангладеш и Бирмой, на западе — с Пакистаном. На востоке, юге и западе омывается Индийским океаном. Столица — Дели. Занимает 7 место в мире по территории и 2 место по населению — более 1.2 миллиарда человек.

Страна с древнейшей историей, одна из старейших цивилизаций мира. С начала 19 века английская колония, с 1947 года независимая федеративная республика с разделением на штаты.

Национальная валюта — индийская рупия. Часовой пояс +5 ч. 30 мин. от Гринвича. Зимой местное время опережает самарское 1 час 30 минут. Государственные языки — хинди и английский. Основные религии — индуизм, буддизм, кроме того, много мусульман и сикхов.

В Индии субтропический муссонный климат и 3 сезона года: сухое теплое лето — с ноября по февраль, сухое жаркое лето — с марта по июнь и влажное жаркое лето — с июля по октябрь.

Подготовка

Идея похода моя. Еще года три назад была мысль съездить в Индию самостоятельно, без турфирм, с людьми из Новосибирска. Но в силу определенных обстоятельств тогда все заглохло, и воплотилось в жизнь только сейчас.

Собирать команду и разрабатывать план поездки я начал с сентября. Информации по Индии в инете навалом, поэтому особых сложностей не возникло. Единственно, что напрягало, так это отсутствие нормальных карт. Пришлось раскошеливаться и покупать в Москве генштабовские 2-километровки по всему районы путешествия по 120 руб. за лист. Перелопатил огромное количество вебсайтов, в том числе и англоязычных, провел в общей сложности около 6 часов в московском доме книги, читая различные иностранные путеводители по Индии (покупать их накладно, цена некоторых доходит до 3000 руб.)

Желающих набралось 6 человек, три человека из Самары, два из Тольятти и один из Москвы. К началу декабря были получены визы и выкуплены авиабилеты туркменских авиалиний Москва — Дели — Москва с промежуточной посадкой в Ашхабаде. Особых сложностей в получении виз и покупке билетов не возникло, все очень аккуратно и в срок сделали в московской конторе под названием «Аэрокомфорт», директор — индус по имени Суреш. Все что потребовалось — загранпаспорта, фото и деньги. Билет с визой обошелся 16 500 руб. с человека. Так что, если кто-нибудь соберется в Индию, рекомендую означенную выше контору.

Перед поездкой почти все на всякий случай сделали прививки от столбняка, брюшного тифа и гепатита. Кроме личных вещей, одежды, велосов и запчастей к ним, в поход ехала мощная аптечка, способная поднять на ноги подкошенную почти любой серьезной болезнью велокоманду.

Бронировать и покупать билеты стоит начинать в конце октября — начале ноября, иначе можно пролететь с планами и не успеть взять дешевые билеты на нужные даты.

Прививки конечно лучше сделать, чтобы чувствовать себя в Индии спокойнее, начинать делать надо за пару месяцев до начала поездки. От столбняка и дифтерии у нас прививается все население, эти прививки можно сделать в любой поликлинике, если уже прошел срок действия старой прививки (обязательно делается в школе в 14 или 16 лет), и, скорее всего, это будет бесплатно. Самому желательно позаботиться о прививках от гепатита А (от 1000 рублей) и брюшного тифа (от 300 рублей). Многое о прививках, включая адреса, где их можно сделать, можно узнать на сайте privivka.ru.

Дневник похода

30 декабря, пятница (отъезд, поезд)
температура воздуха -10, переменная облачность

Все прошло строго по плану: я, Сергей и Андрей выехали из Самары 39 поездом, тольяттинцы Миша и Данил выехали своим поездом, с москвичом Ромой договорились встретиться уже в аэропорту.

Ничего примечательного, копченая рыба, пивная вечеринка с попутчицами. Ночью было душно, спали плохо.

За несколько часов до отъезда я покупаю лекарства для аптечки, получается огромная такая куча, повыкидывал коробочки и все переложил — аптечка стала занимать приемлемый объем.

Пока ждал поезд, понял, что оделся я очень легко, вместо того чтобы брать зимнюю одежду и потом оставлять ее в камере хранения я взял необходимый минимум вещей и в холода одевал все что есть. Вариант хороший, если не придется долго стоять на морозе.

31 декабря, суббота (Москва, вылет)
температура воздуха -1, пасмурно

Предновогодняя столица встретила серятиной и слякотью. До вылета было предостаточно времени, поэтому, переместив пожитки на Павелецкий вокзал в зал ожидания аэроэкспресса, часть команды двинулась на вело рынок в Сокольники. Купили всякую мелочь, смазку, из запоминающегося я купил желтый звонок (кстати, очень пригодился).

К 4 дня все участники похода приехали в Домодедово. Встречаемся с Ромой. Все четко, на табло появляется наш рейс, объявляют регистрацию.

По прочитанным отчетам я знал, что сейчас представитель авиакомпании начнет вымогать деньги за негабаритные размеры багажа (с питерцев в прошлом году слупили по $50 с байка). Так оно и случилось, представитель начал нагнетать, что типа вам надо будет заплатить за негабарит и т.п. Я пытался противостоять: «Где, в каком пункте Ваших правил написано о дополнительной оплате негабарита?», «Сейчас буду звонить Вашему начальству», «Никто не предупреждал», «Перевеса нет». А перевеса действительно не было, все укладывались в 25 килограммовую квоту. И случилось чудо. Некоторое время нас подержали, представитель куда-то убегал на время, а потом пропустили без доплаты, упакованные байки поехали в негабаритный багаж.

Мы до самого последнего момента не верили в перевозку байков без дополнительных затрат, последнее волнение было, когда мы уже сидели в самолете и в него зашел тот самый представитель авиакомпании, в этот момент мы вряд ли смогли бы противостоять ему и качать права, но он не обратил на нас внимания.

В Duty Free прикупили шампанского и Baileys, как-никак новый год. Вылетели вовремя, небольшой американский Боиинг-737 намного просторней и комфортабельней советских самолетов.

И сервис у туркмен хороший — вкусная еда, местное вино. На дверях — портреты Туркменбаши. Этим же рейсом в Ашхабад возвращались туркмены — студенты, вместе с ними пили шампанское и мартини, общались, время пролетело быстро.

В Ашхабаде в транзитном зале встретили новый год. Выпили все домодедовское спиртное, да еще докупили местного вина. А вот закусить особо нечем. В баре только дорогие фисташки по 1$ за пакетик.

Постепенно в зале начинают скапливаться индусы, ожидающие рейс в Дели, женщины в сари, мужчины в чалмах. Вылетели с задержкой в 2 часа из-за тумана в индийской столице. Об этом я тоже читал. Типичное явление зимой.

В воздухе встретили новый год по Ашхабадскому времени, сразу после посадки по нашему времени и через час по московскому — приятно встречать новый год так необычно! Никаких столов с салатами, петард за окном и «иронии судьбы» по телевизору!

1 января, воскресенье (прилет в Дели, переезд Дели — Агра на джипе)
температура воздуха +21, ясно

Утром в самолете народ спал, а я созерцал рассвет над ледяными полями горных систем Афганистана, над которыми мы пролетали. И вот, снижаемся, становятся видны поля с зеленой травой, индийские строения, какие-то вытоптанные пустыри и (вот оно — первое впечатление об Индии) перемещающиеся по ним в разных направлениях люди и велосипедисты, а вернее, много людей и много велосипедистов.

Международный аэропорт имени Индиры Ганди оказался вполне приличным заведением, чисто, никакой нищеты, во всю стену плакат c длинным каноэ, плывущим по реке среди пальм и надписью «Welcome to the incredible India».

Проходим паспортный и таможенный контроль с заполнением иммиграционных карточек, получаем багаж (велосипеды долетели !!!), и, следуя советам бывалых, меняем доллары на местные рупии в обменнике зала прилета. Курс обмена везде примерно одинаковый – 44,3 рупии за 1$.

Ну, не совсем одинаковый, здесь он был более 44 рупий за доллар, а дальше удавалось обменять только по 43.

Сразу же решаем оставить большую часть обменянных денег в общественном распоряжении. Хотел было я их себе положить, да больно здоровая пачка, попросил Рому положить к себе, автоматом он сделался казначеем. Через несколько дней это назначение привело к небольшому конфликту в команде, связанному с раздолбайским отношением казначея к казне и пропажей приличной суммы общественных денег. На будущее это урок мне, как организатору. На должность казначея надо назначать очень аккуратного человека с бережным отношением к наличности и умением вести бюджет расходов. После конфликта все казну перепоручили Мише, и до конца похода все было очень четко, расходы снизились, ни одной просрачки. Так что рекомендую его как идеального казначея.

Пачка полученных нами рупий была пробита толстой железной скрепкой, которую Рома стал не задумываясь расцеплять зубами на глазах бледнеющих участников похода (в головах лихорадочно крутился не раз читанный FAQ по Индии — болезни — способы передачи — через грязные денежные купюры). Но останавливать его было уже поздно — скрепка была расцеплена за 2 секунды.

Собираемся с силами, грузим вещи на бесплатные тачки, и ныряем за двери в настоящую Индию. Прилетающих встречает беснующийся живой коридор таксистов, носильщиков и прочих сомнительных личностей, на ломаном английском предлагающих свои услуги.

Кучкуем вещи в сторонке от стоянки такси, мы с Серегой идем на поиски камеры хранения. Нашли сразу же, одноэтажное строение в 100 метрах. Стоимость хранения 1 места багажа 30 рупий в сутки. Переводить цену из рупий в рубли очень удобно, делишь на 1,5 и все. Т.е. 30 рупий это 20 рублей. Далее везде буду приводить цены в рупиях. Скомплектовали в одну коробку все зимние вещи и сдали ее, заплатив вперед за 14 дней.

Мы с Серегой отправились искать машину до Агры. Поначалу у меня сложилось нормальное и ошибочное впечатление об Индии — типа обычная восточная страна, в меру грязная, в меру шумная.

Выяснилось, что нанять транспорт не так-то просто. У таксистов около аэропорта своя мафия, держат завышенные цены и не уступают. Если бы мы были не первый день в Индии, сторговались бы как минимум в 2 раза дешевле. А так, хоть и с запасом полезных советов, ни фига. У них глаз наметан, видно нас, что только что прибыли, и в первый раз. Поэтому дешевле 5000 рупий за новый джип с багажником наверху не получилось, ехать 250 км.

Вообще, все платежи и торговля в Индии — целая философия. Нужен особый поход, обстоятельный, без нервов и горячки, с четким знанием того, что ты хочешь, и главное, сколько готов за это заплатить. Кроме того, надо уметь различить, когда тебе ездят по ушам, а когда действительно надо платить. Особенно для белых людей, которых здесь воспринимают как потенциальный источник денег. Надо быть начеку, иначе надуют.

К примеру, входишь в отель, и сразу, с порога, возбужденно — «Сколько стоит номер?», «Сколько?». И все — ты попал, будешь платить как минимум в 1,5-2 раза больше. А по-правильному надо спокойно посмотреть разные номера, спросить про горячую воду, еду, озвучить, в каких отелях и за сколько жили в других городах, и только потом аккуратно спросить цену (или дождаться, пока сами скажут). Поторговаться, в случае несогласия продемонстрировать уход. Вот тогда все будет ОК.

Немного отвлекся. Итак, джип как джип, праворукий, белый, новенький, фирмы «Тата». 95% всего автотранспорта в Индии производства этой фирмы. Постепенно значение слова «Тата» стало у нас нарицательным — «сзади Тата, пропускаем».

Здесь же дополню выведенную нами классификацию всего индийского автотранспорта:

«тата» - любой грузовик, автобус, джип, легковая машина кроме «амбассадора» (см. ниже);

«амбассадор» - легковая машина, очень похожая на «Москвич» 50-х годов выпуска, как правило, такси;

«жужик» - трехколесный мотороллер или мотоцикл с будкой;

«мотик» - то же, но двухколесное и без будки;

«трактор» - трактор или, что встречается чаще, любая кустарная четырехколесная конструкция с мотором, способная ехать, чаще не быстрее 25 км/ч.

«пепелац» - особый трактор, более напоминающий телегу с установленным на нее мотором, движок полностью открыт, видно все механизмы.

Движение в Индии левостороннее, так что пришлось нам переучиваться. На практике это оказалось просто. Бывали конечно иногда ошибочки — «Костян, прешь по встречной» — «а, черт, точно». Неожиданно сложно оказалось научиться правильно переходить дорогу. Нам же с младенчества вбивали, что вначале нужно посмотреть налево. А здесь — наоборот. И что на кольце движение по часовой стрелке мы не сразу поняли.

Опять отвлекся. Так вот, грузим и привязываем на крышу джипа велосипеды, при этом водила беспардонно ходил по крыше, даже маленько помял ее. Вбиваемся в тесноватую для шестерых пассажиров кабину и трогаемся.


Въезжаем в Дели. Ё-п-р-с-т. Вот это мы точно попали. Я, конечно, заранее знал, что много народу, грязно, но чтобы в такой степени... «Смотрите, обезьяны на деревьях»... «Эх ты, на мотороллере сколько народу — раз, два, три, четыре, пять, ше... «ВЛЕПИМСЯ СЕЙЧАС... фух, пронесло»... «Ноу, ноу, сорри, сувениры не хотим купить»... «поехали, поехали» — дети какие то грязные тянут руки через открытые окна, «эскуз ми мистер, с Вашей коброй не хотим фотографироваться»... «ноу»... «ноу» (блин, а ведь змея то — настоящая)... «Дядя, нету у меня денег, вернее есть, но не дам, руки убери плиз из салона»... «ноу мани, андерстенд?» Пришлось поднять стекла. Коровы, пешеходы, мотороллеры, мотоциклы, верблюды, автобусы, грузовики, шум, гудки, запахи, хаос сплошной.

Водитель тормознул на каком-то вонючем рынке, и пошел, по его словам отметиться. По пришествии помог нам купить пива (решили с горя выпить). С пивом Индия пошла чуть повеселее, да и дорога по выезду из столицы пошла в 4 полосы, свободней. Если так будет, то еще ладно, даже наверное на велосипеде можно будет ехать. Дорога, по которой мы едем — магистральная, такие в Индии называются национальными хайвеями.

Въезжаем в штат Уттар Прадеш. За несколько часов движения по хайвею мы с Ромой, сидящие впереди, как минимум 3 раза перекрестились — как-то неуютно себя чувствуешь, когда в лоб несется и гудит здоровенная фура, а ездят здесь очень рисково. Как ни странно, аварий мы видели очень мало — пару раз разбитую тату и один раз перевернувшийся жужик.

Более частое явление — у грузовика подломилась ось от перегруза, набивают фуры под завязку.

К 6 вечера доехали наконец до Агры, попросили водителя разгрузить нас где-нибудь на центральной улице. В городе подобная Дели обстановка, только темно. Пылища столбом. На обочинах (хотел сказать на газонах, но какие это к черту газоны) какие-то драные палатки, люди в рванье жгут костры, готовят пищу. Замусорено все чудовищно. Просто ужас. Такое впечатление, что мы попали в фантастический американский фильм - мир после 3 мировой войны. Велопоход отошел на второй план, появилось желание где-то укрыться, переждать темноту и уносить ноги из этого города (страны).

Если рукав похода в ужасе, то что же остальные? НЕТ — сказал я себе. Прекратить панику, просто мы устали, не выспались, неверно интерпретируем события. С утра все будет иначе. Отель под названием «Метро» явился спасительным островом в море индийского безумия. Дорого, 1200 рупий за 2-местный номер, ну и ладно, скорей бы устроиться. Тянет на 2-звездочный отель средней руки, все прилично, горячая вода, ресторанчик на террасе под открытым воздухом.

Раскидались по номерам, настроение постепенно улучшалось. Даже решились на десант на «вражескую территорию», т.е. на улицы Агры. Поспрашивали у местных, где тут центр, ну типа какая-нибудь туристическая улица, или что-то в этом роде. Оказалось, что мы на ней и находимся. Ужасно. Зашли в продуктовый магазин, купили печенье, минералку, молоко. Не найдя ничего интересного, вернулись в отель, собрали велосы и пошли в ресторан ужинать.

В магазине, как, впрочем, и везде далее, нас спросили, откуда мы, на что я ответил «Раша… Рашн», индус меня не понял, и тут, стоявший рядом другой индус тычет его в бок с видом «типа ты чо не понимаешь то» и говорит «Россияне!», тот заулыбался. Как выяснилось, большинство индусов привыкло слышать слово «Россия» а не английское произношение названия нашей страны.

Большое отступление про питание. Еда в Индии очень особенная. Преимущественно вегетарианская, лишь в немногих местах можно поесть курицу и рыбу. Зеленые салаты, много овощей, рис, разнообразные супы и подливки. Все очень-очень острое с большим количеством специй. Вкусно, но со временем эта «острота» начинает доставать и хочется нормальной европейской еды. Кроме того, отличные молочные и кисломолочные продукты, самый популярный «ласси» — типа нашего «снежка». Фрукты как правило в едальнях не подают, но можно дешево купить их на любом рынке, что мы и делали, выбор большой. Хлеб встречается редко, в основном его заменяют лепешки под названием «чопатти».

Спиртное индийцы не употребляют. Пиво пьют только иностранцы, и стоит оно недешево, от 50 рупий в магазине до 100-120 рупий за бутылку 0,7 л в кафе и ресторанах. Также в магазинах можно найти индийский ром.

Из приятных фишек — свежеотжатые соки и шейки (ананасовый, манго, гранатовый и т.п.). Их можно заказать в кафе, но вкуснее и дешевле найти на улице «соковыжималку» (не забыв при этом проверить, есть ли функция мытья стаканов) и сок приготовят за минуту прямо при вас, стакан стоит 15 рупий.

Индийцы пьют чай только с молоком. Пару раз пробовали заказать кофе, но, честно говоря, от чая по вкусу почти не отличался. Кстати, чай и на хинди звучит «чай». Часто бывало, пытаешься заказать официанту «six tea», хмурит брови — не понимает, а как скажешь «Чай!» он сразу заулыбается — «О! чай!» — все понятно.

Отдельной темой является «еда на улице». Готовят повсеместно, пахнет очень вкусно, выглядит аппетитно, стоит дешево, но, к сожалению, все делается в антисанитарных условиях. В форумах так питаться не советуют. И мы держались, всего несколько раз произошел срыв на «пирожки на улице» (не было приличных мест, где покушать).

Почти везде можно купить питьевую воду в 1 и 2-литровых пластиковых бутылках за 10-12 или 20 рупий соответственно. Это и был наш основной источник воды. При покупке следить за целостностью пробок. Бывали случаи — вместо воды заводского разлива подсовывали воду неизвестного происхождения.

Пепси в стеклянных бутылках 0,25 л по 6 рупий. Бутылки грязные (куда только смотрят американцы?). Что с ними делают индусы, пока везут с завода, непонятно, но в продаже они оказываются с приличным слоем пыли и грязи на стекле. Перед употреблением приходилось протирать горлышки антибактериальными салфетками. По использовании продавец забирает бутылку назад, так как пустая бутылка стоит 6 рупий.

Привыкнуть к еде оказалось легко, почти все варианты приготовления риса не острые и вкусные, курица, рыба и баранина (Данил! ты с дуба рухнул? какая еще баранина? нельзя же ее! и нету нигде! официанты шарахаются, как только тычешь в mutton из меню, если он там есть) обычно сильно острые, ну а самые острые это овощные подливы и овощное жаркое. Учитывая это надо и питаться, не налегать на острое. Особо отмечу томато суп (tomato soup) (20-40 рупий), острый суп пюре из помидор с сухариками – очень вкусно и приятно для русского человека привыкшего есть супы – мой хит среди индийской пищи. Другие овощные супчики тоже очень вкусны, если хочется поесть супа с хлебом в виде лепешек чапати, то надо попросить принести одновременно суп и чапати, иначе суп подадут первым без всего. Среди вариантов приготовления риса понравились egg fried rice (рис, обжаренный с яйцами) и chicken fried rice (рис обжаренный с кусочками курицы) – около 50 рупий за порцию, простой рис — 25 рупий.

Завтрак в ресторане, как правило, представлял из себя омлет, тосты и чай в разных вариациях. Омлеты вкусные, могут быть варианты с разными овощами, картошкой. Тосты — от обычных, до спеченных с сыром и маслом. Чай с молоком, чувствуется, что без молока чаек был бы отстойного вкуса. Можно попросить черный чай (повторить раз десять «ноу милк», «блэк ти»), всегда приносили чайничек с заваренным там пакетиком чая, на вкус ниче особенного – чай из пакетика. Иногда подавали сладкую рисовую молочную кашку – кто любит, тот оценит, вкусная.

Из напитков, кроме уже упомянутых чая и кофе, есть еще напитки с лаймом, которые я очень полюбил. На утро это был Hot lime ginger honey – горячий сок лайма с имбирем и медом, терпкий густой напиток, а днем в жару Fresh lime soda – содовая с выжатым туда лаймом - освежает, приятнее лимонадов. В бутылках разных размеров там продается негазированный напиток на основе сока манго, называется “Laaza”, “Slice”, “Frooti” его тоже можно назвать хитом, пили мы его там повсеместно, вкусный, аналогов у нас не встречается, к сожалению.

Пиво. Его сложно купить там, и встречалось нам всего 3 сорта, один сорт крепкий, более 8 процентов алкоголя, другие обычные светлые сорта. Больше всего понравилось пиво Kingfisher, его я предпочитал продающемуся там Fosters’у местного производства.

Я настаивал на подъеме в 7 утра (ожидаемое время рассвета), но пришлось уступить команде, желающей выспаться, и перенести будильник на 8.30.


Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Версия для печати